Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»

На платформе «КиноПоиск HD» вышел мини-сериал «Пропавшая» Вадима Перельмана, трижды номинированного на премию «Оскар» («Дом из песка и тумана», «Уроки фарси», «Измены»), и одного из самых востребованных российских кинооператоров Владислава Опельянца («Петровы в гриппе» и «Лето» Кирилла Серебренникова, «12» Никиты Михалкова, «Вторжение» Федора Бондарчука).

По сюжету в семью состоятельных Гарберов внезапно возвращается дочь Лена (Елизавета Янковская), исчезнувшая 10 лет назад. Мать (Мария Куликова) с радостью ее принимает, но отец (Владимир Мишуков) считает, что это хитрый ход конкурентов, которые планируют рейдерский захват его компании.

Как у Перельмана, так и у Опельянца​​ нет специфического стиля съемки, который бы переходил из картины в картину. При этом они всегда умело оперировали намеками на образы из массовой культуры. Мы нашли самые яркие визуальные отсылки к известным фильмам и сериалам и рассказываем, как они работают в «Пропавшей».

Таинственная фигура в белых одеждах

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»

Полностью закрытое лицо и бесформенная белая роба — такой мы впервые видим идущую по реке Лену Гарбер, еще ничего не зная о ее героине и о том, в какую сторону повернет сюжет «Пропавшей». В атмосфере глухой лесной чащи вышедшая из таинственного дома на холме девушка без лица тут же интригует: перед нами мистический триллер, фильм ужасов или что-то еще о сверхъестественном? А обширная галерея визуальных образов начинает подсказывать предположения. Достаточно вспомнить двух героинь, известных каждому.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из к/ф «Звонок»

Самара Морган — главная антагонистка фильма ужасов «Звонок» — наверное, самая знаменитая в мире девочка в белом платье до пола и со скрытым лицом. Таинственный призрак трудной судьбы, пугающе медленно выползающий из телевизора, сразу вызывал у зрителя ощущение чего-то недоброго. Само собой, проекция этого образа на пока неизвестную зрителю девушку, идущую по реке, в сериале «Пропавшая» работает похожим образом.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из к/ф «Вий»

Панночка, погубившая Хому Брута ведьма из гоголевского «Вия» — второй образ, сразу возникающий у каждого, кто читал эту повесть в школе или смотрел любую из экранизаций. Самую известную панночку, несомненно, сыграла Наталья Варлей в фильме 1967 года. И транслирует этот образ те же эмоции и ожидания — угрозу, мистическую неизвестность и предвкушение чего-то потустороннего.

«Мы старались найти какой-то русский, натуральный и близкий к природе образ. Долго выбирали ткани, варили их, фактурили и доводили до идеала», — рассказывает Анна Чистова, художница по костюмам сериала «Пропавшая».

Лесная дорога в тумане

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»

С интригой умело работает еще один образ, не раз тиражировавшийся в кино и сериалах, — ведущая в неизвестность туманная дорога посреди леса. Это тонкая ниточка связи с цивилизацией, протянувшаяся посреди хаоса таинственной природы. Именно на такую дорогу в американских фильмах ужасов внезапно выскакивают в свете фар олени и именно по ней герои всегда приезжают в места, где им не стоило оказываться.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Твин Пикс»

Самый яркий кадр такой дороги — конечно, в сериале «Твин Пикс». Именно эта, кажущаяся надежной, асфальтовая полоска привела любителя чертовски хорошего кофе агента Купера к метафизическому путешествию, которое, кстати, также началось с пропажи молодой девушки.

Ненадежный рассказчик

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»

Внезапное появление спустя 10 лет безуспешных поисков провоцирует подозрение и у зрителя, и у родных Лены Гарбер. Оператор и режиссер сознательно работают со светом и с внешностью актрисы Янковской, затягивая момент неопределенности: действительно ли это пропавшая когда-то девушка или самозванка? Почему она ничего не помнит о проведенных неизвестно где годах?

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из к/ф «Первобытный страх»

Похожего эффекта неясности и недосказанности когда-то добился Эдвард Нортон, играя персонажа будто бы с раздвоением личности в картине «Первобытный страх». На очень похожих кадрах его допроса никогда нельзя понять, притворяется ли молодой Аарон психически больным или он на самом деле хладнокровный убийца. 

Раскаявшийся свидетель

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»

Много курящий и сильно пьющий полковник Шпилевой — один из самых ярких образов «Пропавшей». Сильно травмированный личной трагедией и чувствующий вину перед старым другом из-за того, что когда-то не смог найти его дочь, он приятель отца Лены Гарбер и поначалу очень заинтересован в поиске правды о ней. Тем ярче внезапное необъяснимое перевоплощение в момент, когда он готовится рассказать Михаилу Гарберу важные факты об исчезновении его дочери.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из к/ф «Отель „Гранд Будапешт“»

Больше всего композиция, цвет и работа со светом в этой сцене напоминают комические и яркие кадры допроса священника из фильма Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“», также готовящегося раскрыть тайну завещания пожилой мадам Д., но внезапно погибающего на полуслове.

Бунтарка и искательница правды

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»

Полина Ауг в роли журналистки телеграм-канала «Панч-ньюс» Кристины не зря внешне так похожа на еще одну знаменитую искательницу правды — Лисбет Саландер (Руни Мара) из «Девушки с татуировкой дракона». И той и другой движут не только любопытство, врожденное стремление разбираться с загадками и профессиональная деформация, но и травма из прошлого.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из к/ф «Девушка с татуировкой дракона»

Как и Саландер, Кристина преуспевает в технической стороне поисков гораздо лучше коллег-полицейских и детективов. Именно она перелопачивает гигабайты архивов, доставая скрытые данные, находя неочевидные закономерности, и, в конечном итоге, разгадывает загадку.

Квартира настоящего детектива 

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»

Вся домашняя обстановка майора Егора Малевича, расследующего дело пропажи и возвращения Лены, будто соткана из десятков кадров фильмов и сериалов, десятилетиями рисовавших нам быт детективов. Беспорядок в доме, продавленный диван и урчащий самостоятельный кот, — всё говорит о том, что для здешнего обитателя гораздо важнее сложное расследование, которым он занят, чем его собственная жизнь и неустроенность.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из к/ф «Бегущий по лезвию»

Так, вид кухни Егора почти до степени смешения повторяет интерьер знаменитого охотника на репликантов Рика Декарда из «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Те же границы кадра, та же немытая посуда в раковине, те же сосредоточенность и увлеченность чем-то важным и далеким от повседневности на лице персонажа. 

Отсылки к изящному искусству

Если вам понравились композиционные, цветовые и световые решения, которые использовали в «Пропавшей» Владимир Перельман и Владислав Опельянц, присмотритесь к работам американских художников Эдварда Хоппера и Эндрю Уайета.

От творчества Хоппера в «Пропавшей» — статичные фигуры городских жителей в интерьерах, резкий контровой свет и общая расслабленность, за которой явно скрываются напряжение и нерассказанная история.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»
«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
«Полуночники» Эдварда Хоппера, 1942

А от визуального языка Уайета — рассеянный солнечный свет, буйство и таинство природы, леса, поля и растерянные люди посреди всего этого великолепия.

«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
Кадр из сериала «Пропавшая»
«Вий», Эдвард Хоппер и кухня Харрисона Форда: 8 визуальных цитат в сериале «Пропавшая»
Источник:
«Мир Кристины» Эндрю Уайета. 1948

«Оператор картины Владислав Опельянц обладает безупречным художественным вкусом, как и Вадим Перельман, поэтому у нас была очень серьезная и большая работа с цветом на площадке. Мы постоянно перебирали оттенки вещей прямо в кадре. Это нормальный процесс, когда костюм „входит“ в интерьер и хочется каких-то других цветов», — поделилась Анна Чистова, художница по костюмам сериала «Пропавшая».

Фото и иллюстрации предоставлены «КиноПоискHD»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения