Вероятность равна 0: опровергнута очередная гипотеза о лох-несском чудовище

Тайна существа из шотландского озера так и не разгадана почти за сто лет

26 июля 2023
Вероятность равна 0: опровергнута очередная гипотеза о лох-несском чудовище
фото угря: Wirestock via Legion Media; фото Несси: Getty Images; коллаж: Vokrugsveta.ru

О том, что в озере Лох-Несс живет неизвестное животное (а то и чудовище), стало широко известно в 1930-х. Тогда многие мировые СМИ растрезвонили сенсацию по всему свету, а ученые кинулись систематизировать феномен. Но до сих пор нет ни одной непоколебимой теории о том, кто же это может пугать Шотландию. Среди самых свежих версий — пенис голубого кита и гигантский угорь. Но все это лишь предположения, которые с разной скоростью опровергают. Теперь свое опровержение нашла и «гипотеза угря».

«Гипотеза угря» появилась из-за того, что крупные экземпляры европейского угря (Anguilla anguilla) больше других морских животных похожи на аномалию по морфологическим, поведенческим и экологическим соображениям. В 1970-х в озере Лох-Несс действительно собрали несколько образцов самых разных размеров. Из-за этой «многокалиберности» биологи и пришли к выводу, что где-то в озере точно живет самый большой на свете угорь.

Европейский угорь Anguilla anguilla
Blickwinkel via Legion Media

В 2018 году озеро проверили еще раз — теперь исследовали ДНК окружающей среды. В результате обнаружили необычайное количество митохондриальной и ядерной ДНК угрей. Тогда биологи лишний раз убедились в правильности своей гипотезы.

Точно не угорь

И тут на берег озера вышел член Общества народной зоологии и дата-аналитик Фло Фоксон. Он проанализировал данные о распределении масс европейского угря в озере Лох-Несс и оценил вероятность обнаружения там угря экстраординарного размера.

В результате оказалось, что вероятность встретить в озере Лох-Несс угря длиной в один метр составляет примерно 1 к 50 000. Но вероятность обнаружения гораздо более крупных особей практически равна нулю. Так что народный зоолог опроверг «гипотезу угря» и отправил ее сторонников делать работу над ошибками.

В статье, опубликованной в журнале JMIRx Bio, Фло Фоксон говорит, что научная строгость, с которой он подошел к своей работе, защитит науку от фольклора, и позволит ее коллегам больше не зацикливаться на угрях. Впрочем, теорию об исполинском пенисе кита в качестве подозреваемого товарищ Флоксон опровергать не стал. Возможно, потому, что раньше прочитал текст Vokrugsveta.ru о том, чем или кем могут оказаться Несси, бигфут и другие монстры из легенд.