Веганы со стажем 6 млн лет: как эволюция наградила панд за отказ от мяса

Китайские мишки мало похожи на сородичей из сибирской тайги и Арктики

4 июля 2022Обсудить
Веганы со стажем 6 млн лет: как эволюция наградила панд за отказ от мяса
mohamed abdelrazek / Alamy

Мало кому известно, но эти забавные увальни родом из Восточной Азии — самые настоящие хищники, хотя их рацион на 99% состоит из растительной пищи. Из-за особенностей своей пищеварительной системы панды съедают 12–38 килограммов бамбука в день, а все приемы пищи вместе взятые занимают до 14 часов каждый день.

Но так было не всегда. Панды переходили на веганскую диету постепенно, меняя не только образ жизни, но и анатомическое строение — так, в процессе эволюции животному пришлось «отращивать» дополнительный палец.

Недавно китайские исследователи обнаружили недалеко от городского округа Чжаотун (провинция Юньнань) окаменелости вымершего рода панд из позднего миоцена. Возраст находок насчитывает около 6 миллионов лет.

Останки древнего предка панд предоставили самые ранние свидетельства наличия у панд ложного большого пальца. Палеобиологи считают, что дополнительный «палец», который на самом деле является видоизмененной костью запястья, стал подарком эволюции после перехода черно-белых мишек на растительную монодиету.

Ложный «палец» позволяет животным плотно захватывать тонкие бамбуковые стебли, побеги и корни. Но, в отличие от рук приматов с противопоставленным большим пальцев, шестипалая лапа панды ограничена в движении. Например, вращать стебель в лапе животное не сможет.

Тао Дэн

«Фальшивый „большой палец“ панды гораздо менее функционален с этой точки зрения, но его достаточно, чтобы обеспечить медведю способность хватать бамбук».

Панды — один из восьми видов медведей на Земле, раньше их ареал простирался на обширные территории по всей Азии. Сейчас он значительно сократился до горных районов на юго-западе Китая, дикая популяция насчитывает менее двух тысяч особей.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.