В трех соснах заблудятся: ученые назвали условие, при котором люди плохо ориентируются на местности

В исследовании помогли компьютерные игры со сложными картами

19 апреля 2022
Котор, Черногория. Вид на старый город сверху.
Elizaveta Galitckaia / Alamy

Международная команда ученых выяснила, что среда, в которой взрослеет человек, влияет на его когнитивные навыки, в частности, на навигационные. По мнению ученых, люди из сельской местности лучше всех ориентируются в пространстве. За ними следуют те, кто вырос в городах со сложной планировкой.

А жители населенных пунктов с упорядоченной застройкой и вовсе могут потеряться на ровном месте.

Исследователи использовали видеоигру Sea Hero Quest, чтобы получить самую большую выборку — 397 162 пользователей из 38 стран. Ученые анализировали данные только тех игроков, которые прошли минимум 11 уровней. Участникам эксперимента дали поиграть в «бродилку»: сначала им показывали несколько контрольных мест на карте, а затем нужно было добираться туда и находить морских существ.

Далее исследователи сравнили успехи участников со средой, где они жили. Для этого разработали показатель «энтропия уличной сети» (SNE) для городов в 38 странах. Показатель дает понять, насколько хаотична и сложна застройка.

Города, похожие сверху на сетку, где улицы пересекаются под прямыми углами, имели небольшой SNE. Среди них оказался, например, Чикаго. А Прага с ее запутанными улочками получила высокий коэффициент хаотичности.

Анализ данных показал, что выросшие в «сетчатых» городах справлялись хорошо только на уровнях с простыми картами. До более сложных локаций в игре обычно доходили жители городов с «хаотичным» дизайном. А их рекорды в навигации били те, кто вырос за пределами городов.

Это работало независимо от пола, возраста и образования. Именно уроженцы деревень лучше всех ориентировались на больших неупорядоченных пространствах.

Авторы отмечают, что результаты перекликаются с предыдущими экспериментами, которые доказали активный рост новых нейронов в мозгу при изучении сложных сред. Согласно новому исследованию, городской дизайн или извилистые дороги сельской местности глобально влияют на способности памяти и развитие мозга в целом.

Исследование опубликовано в журнале Nature.