В поисках осоки: стали известны новые подробности о стройке Великих пирамид Гизы

Археологи поняли, почему пирамиды возвели именно в этом месте, а не где-то еще

30 августа 2022
Legion Media

Французские и египетские археологи нашли доказательства того, что древние египтяне использовали пересохшую протоку Нила для строительства пирамид Гизы.

Известно, что пирамида Хеопса была построена в середине III тысячелетия до нашей эры по приказу правителя IV династии Древнего царства — фараона Хуфу. В те же времена были возведены пирамиды Хафре и Менкаура, а также сфинкс.

Предположительно, река должна была служить основной артерией для доставки гигантских каменных блоков. О сплаве известняка по Нилу свидетельствуют письменные источники IV династии. Но все крупнейшие пирамиды находятся на плато Гиза примерно в восьми километрах от Нила.

Группа археологов под руководством профессора университета Экс-Марсель (Франция) Кристофа Моранжа предположила, что египтяне использовали одну из проток Нила — ветвь Хуфу. Следы ее существования находили рядом с современной Гизой еще в прошлом десятилетии.

Чтобы проверить эту идею, ученые собрали образцы осадочных речных пород в разных точках поймы Нила около Гизы. В частности, ученых интересовала пыльца осоки и других влаголюбивых растений в этих осадочных отложениях. Данный маркер исследователи использовали для того, чтобы измерить количество воды в Ниле (в частности, в ветви Хуфу) и проверить судоходность в окрестностях Гизы.

Расчеты показали, что уровень воды в реке 6–5,5 тыс. лет назад был довольно высоким, но уже в эпоху первых династий он начал стремительно снижаться. Это привело к исчезновению боковых проток Нила к середине III тысячелетия до нашей эры. Исключением стало время IV династии, когда уровень воды в этом притоке Нила был сопоставимым с тем, который наблюдался в доисторическую эпоху.

Как считает Моранж, это объясняет, почему строители IV династии выбрали именно это место для самых высоких пирамид. Кроме того, по мнению ученых, другие древнеегипетские некрополи, расположенные далеко от современного Нила, могли также быть построены у пересохших рек. Разобраться в этом помогут дальнейшие исследования.

Выводы ученых были опубликованы в журнале PNAS.