В мирное русло: грибы-вандалы из Третьяковки стали помощниками фармацевтов

Самый известный в России музей подарил ученым неожиданное открытие

3 июля 2022
В мирное русло: грибы-вандалы из Третьяковки стали помощниками фармацевтов
Legion Media

Российские ученые из Федерального исследовательского центра биотехнологии РАН исследовали неизвестные виды грибков, которые обнаружили… в Третьяковской галерее. Выяснилось, что они умеют не только разрушать темперную живопись музея, но и производить стероиды для лекарственных препаратов.

По словам биохимиков, микроскопические грибы способны питаться органической материей и разлагать соединения со скоростью перерабатывающих заводов. Поэтому часто они становятся разрушителями, в данном случае — шедевров искусства.

Картины Третьяковки, написанные темперой, которую делают с применением натуральных эмульсий (на основе яичного желтка), подверглись «вандализму» грибков-гифомицетов. Несколько лет назад биологи взяли более ста образцов с экспонатов. В них выявили 10 разновидностей нитчатых грибов-деструкторов. Их изучили и подобрали средство борьбы — антисептики, чтобы спасти произведения.

Однако ученых заинтересовали свойства грибов. Биохимики предположили, что способность питаться органикой, содержащей стероидные молекулы, может пригодиться в медицине. Чтобы проверить теорию, гифомицетам «скормили» один из видов таких молекул, часто используемых в фармакологии, — андрост-4-ен-3,17-дион. В результате переработки удалось получить 33 различных стероида. При этом грибы справились не хуже, чем штаммы микроорганизмов, которые разработали специально для этих целей.

Сегодня применяются более 300 стероидных препаратов. Годовой объем мирового производства стероидов — свыше $10 млрд, это второе место после антибиотиков. При этом биотрансформация стероидов — более экологически чистый процесс по сравнению с химическим синтезом.

Александр Жгун

«Мы впервые показали, что грибы — деструкторы темперной живописи являются перспективными микроорганизмами для превращений стероидов с дальнейшим промышленным использованием».

Полученные стероидные соединения, по словам специалистов, найдут применение в химической промышленности и в производстве лекарств.

Препараты на основе стероидов активно используют с середины XX века в качестве противовоспалительных и обезболивающих. Некоторые из них ускоряют метаболизм и служат заменителями гормонов. Ученые получали соединения химическим синтезом со множеством стадий, пока не были открыты свойства микроорганизмов делать то же самое быстрее и экологичнее.