В лаборатории вырастили мозг с глазами

Они оказались чувствительны к свету, впоследствии их можно будет использовать при трансплантации

20 августа 2021

Ученые из Университетской больницы Дюссельдорфа в Германии вырастили из стволовых клеток миниатюрный мозг с примитивными глазами, которые похожи на органы зрения человека и животных. Ученые отметили, что они оказались чувствительны к свету.

В лаборатории вырастили мозг с глазами

Специалисты использовали в качестве катализатора ацетат ретинола. В результате мозг сформировал оптические чашечки уже на 30-й день развития, а структуры были хорошо видны на 50-й день. Это согласуется со сроками развития глаз у человеческого эмбриона.

Оптические чашки содержали различные типы клеток сетчатки, которые организовывались в нейронные сети, реагирующие на свет, и даже содержали ткань хрусталика и роговицы. Эти структуры демонстрировали связь сетчатки с областями мозговой ткани.

«Мы обнаружили, что миниатюрные подобия мозга сами по себе могут формировать примитивные структуры, реагирующие на свет и содержащие те типы клеток, которые присутствуют в органах зрения. Их можно использовать для изучения связей между глазами и мозгом, а также выработки клеток сетчатки для трансплантации», — рассказал один из авторов исследования, профессор Джей Гопалакришнан (Jay Gopalakrishnan).

За последние десять лет ученые неоднократно пытались создать искусственные аналоги печени, используя культуры эмбриональных или стволовых клеток. Первые подобные опыты были успешно завершены в Японии еще в 2012 году, когда ученым удалось воспроизвести некоторые функции печени мышей, используя искусственно выращенные органоиды небольших размеров. Немецкие ученые уже много лет используют стволовые клетки для выращивания миниатюрных подобий мозга, так называемых органоидов, позволяющих медикам и биологам изучать то, как формируется и работает нервная ткань.

Использованы материалы ScienceDirect