Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В Китае дети ведут «паспорта жизни». Мы спросили психологов, почему это хорошо

Иногда взрослым есть чему поучиться у детей

17 июля 2023
В Китае дети ведут «паспорта жизни». Мы спросили психологов, почему это хорошо
Источник:
Midjourney

Китайские школьники регулярно заполняют так называемые «паспорта жизни», рассказывает автор телеграм-канала «Лаовай про Китай», преподаватель из Ханчжоу.

«Паспорт жизни» представляет собой нечто вроде дневника, куда дети заносят информацию о том, что полезного сделали для ребенка другие люди.

В Китае дети ведут «паспорта жизни». Мы спросили психологов, почему это хорошо
Источник:
«Лаовай про Китай»
В Китае дети ведут «паспорта жизни». Мы спросили психологов, почему это хорошо
Источник:
«Лаовай про Китай»

Каждая запись разделена на три части: событие, «чувствую» и результат. Автор поста привел несколько примеров.

1. Одноклассница помогла мне решить задачу.

Чувствую: дружеское плечо. Результат: сделала домашнюю работу.

2. Одноклассница погуляла со мной.

Чувствую: компанию друга. Результат: вместе прогулялись.

3. Учительница провела со мной душевную беседу.

Чувствую: доброту. Результат: рассказала ей свои сокровенные мысли.

4. Мама помогла мне проверить домашнюю работу.

Чувствую: материнскую любовь. Результат: меньше ошибок в дз.

Зачем вести дневник эмоций: объясняют психологи

Дневник эмоций — распространенная практика развития навыков рефлексии и осознанности — важных составляющих эмоциональной саморегуляции, обеспечивающей психологическое благополучие, объясняет Юлия Кузнецова, психолог онлайн-платформы Грань.рф.

Клинический психолог, нарративный практик

психолог онлайн-платформы Грань.рф

Среди плюсов этой практики можно отметить возможность самостоятельного выполнения, легкость и высокую результативность — уже через пару недель такой практики человек может заметить, что ему легче отслеживать собственное состояние и управлять им. А значит, меньшее количество событий могут привести к негативным эмоциональным последствиям. Среди сложностей можно отметить необходимость ввести эту практику в привычку для достижения наилучшего эффекта.

Психологи, особенно когнитивно-поведенческие терапевты, часто предлагают своим клиентам эту практику в целях отслеживания собственного состояния. В расширенной версии она предполагает не только отслеживание собственных эмоций и ситуаций, их вызывающих, но также связанных с этим мыслей и поведенческих реакций. Анализируя такой дневник, легче выявить дезадаптивные паттерны поведения и скорректировать их. Дневник эмоций подходит как для детей, так и для взрослых. Для детей эта практика особенно полезна в целях развития эмоционально-волевой сферы, которая продолжает формироваться. Для взрослых — развивает уже приобретенные навыки, которые могли недостаточно сформироваться ранее.

Практика «паспортов жизни», распространяющаяся в китайских школах, вероятно берет свое начало от практики «дневника эмоций». Примечательно, что в нее был добавлен пункт, оценивающий действия окружающих людей и их вклад в жизнь человека. Это помогает научиться анализировать собственные отношения с окружающими, развивает не только навык рефлексии, но и эмпатии, заключает Юлия Кузнецова.


Ведение дневника эмоций — это очень хороший способ наладить контакт с собой и наработать эмоциональный интеллект, считает бизнес-психолог Алена Савинова.

Алена Савинова

От высокого уровня эмоционального интеллекта зависит наше физическое и психологическое здоровье, способность налаживать коммуникации, развивать отношения, дружить, выстраивать бизнес, зарабатывать достойные деньги. В конечном итоге высокий уровень эмоционального интеллекта обеспечивает успешность во всех сферах жизни. Его обладатели живут в контакте с собой, у них развита интуиция, они реже совершают ошибки.

Я почти двадцать лет учу людей отслеживать эмоции, и вижу результаты по своим клиентам. Без этого навыка на любой триггер, любой раздражитель им свойственно реагировать реактивно, автоматически. В таком состоянии можно по привычке обидеться, разозлиться, сделать людям больно, обидеть, бросить, разорвать отношения. Когда человек осознает свои эмоции, он реагирует адекватно и не совершает необдуманных поступков.

Навык управления эмоциями дает возможность прямого диалога с другими людьми, выстраивания комфортных отношений. В конфликтной ситуации человек с высоким эмоциональным интеллектом может купировать проблему на начальном этапе, прояснив невыясненные вопросы и закрыв претензии.

У людей в депрессивном или тревожном состоянии ведение дневника эмоций дает существенное улучшение их самочувствия.

Эмоциональный интеллект относится к soft skills — «мягким» навыкам — и в наше время является наиболее важным из них. Практику Китая я оцениваю положительно, но только в том случае, если школьники ведут дневники эмоций для себя. Если с записями могут ознакомиться родители, учителя или администрация школы, это является нарушением личных границ.

В Китае дети ведут «паспорта жизни». Мы спросили психологов, почему это хорошо
Источник:
Midjourney

Умение распознавать собственные эмоции — один из ключевых навыков современности, говорит Юлия Зубова, психолог и коуч, преподаватель социальной психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова. Эта способность является частью так называемого эмоционального интеллекта (EQ).

Юлия Зубова

Классик изучения эмоционального интеллекта, американский психолог Дэниел Гоулман полагает, что уровень EQ определяет успешность человека гораздо в большей степени, чем коэффициент «обычного» интеллекта, известного всем как IQ. С точки зрения Гоулмана, эмоциональный интеллект состоит из четырех компонентов: самосознание, самоконтроль, эмпатия и социальные умения.

Что такое эмоциональное самосознание? Это как раз способность понимать и оценивать собственные чувства и эмоции. Именно то, чему учатся китайские школьники в «паспортах жизни», фиксируя события дня и свою реакцию на них.

Самоконтроль — следствие самосознания. Это умение обуздать собственные эмоции, справиться с их внешними проявлениями. Ведь если я не знаю, что чувствую, как я могу с этим что-то сделать? Эмпатия представляет собой понимание эмоций другого, буквально «вчувствование» в собеседника. Она также возможна только после осознания себя: если я не представляю, что ощущаю сам, как я могу определить, что чувствует другой? Социальные навыки относятся к области построения отношений с окружающими людьми и базируются на эмпатии и самоконтроле.

Таким образом, самосознание — первый шаг к овладению эмоциональным интеллектом. Точка входа, позволяющая впоследствии эффективно и качественно выстраивать социальные связи. «Паспорта жизни» — замечательный инструмент эмоциональной рефлексии, актуальный не только для детей, но и для взрослых.

Психолог Яна Рябец перечислила пять причин выписывать свои эмоции за день в дневник.

  1. Помощь в осознании и понимании своих эмоций. Запись эмоций помогает детям стать более осведомленными о своих чувствах и лучше понять, что их вызывает.

  2. Ведение дневника эмоций позволяет детям узнать, как управлять своими эмоциями и контролировать их проявление.

  3. Запись эмоций помогает детям научиться выражать свои чувства словами и быть более открытыми в общении с другими.

  4. Ведение дневника эмоций позволяет детям осознавать свои эмоциональные потребности и находить способы удовлетворения этих потребностей.

  5. Запись эмоций помогает детям анализировать свои реакции, поведение и принимать осознанные решения для личностного развития.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения