В городе, пещере, на Крайнем Севере: как помочь науке, путешествуя по России

Рассказываем о научном волонтерстве и некоторых способах присоединиться к этому движению

4 ноября 2022

Гражданская наука (citizen science), или научное волонтерство — так называют любое участие непрофессионалов в научных исследованиях. За последние 25 лет в мире возникли тысячи проектов, привлекающих миллионы людей к решению актуальных научных задач.

При этом помогать можно как онлайн (анализировать космические снимки, оцифровывать архивные материалы), так и на природе. Во втором случае речь идет о работе в заповедниках и на раскопках, участии в научных экспедициях и даже о простых прогулках в парках. «Вокруг света» совместно с порталом научного волонтерства «Люди науки» разобрался, как совместить желание помочь в исследованиях с внутренним туризмом.

Ann and Steve Toon / Alamy via Legion Media

Удивительный мир городских парков

Казалось бы, где крупный город и где — романтика путешествий «дикарем». Однако туристам-натуралистам городские джунгли не помеха — так считают организаторы городских орнитологических и не только экскурсий.

Например, в Екатеринбурге с 2014 года существует проект Ekaterinbird. Все началось с регулярных орнитологических экскурсий в парках города, а затем география и тематика расширились: организаторы привлекают в качестве гидов ботаников и зоологов, выпускают путеводители по Екатеринбургу и Свердловской области и даже учат желающих водить орнитологические экскурсии.

vk.com/birdwatching_ekb
vk.com/birdwatching_ekb

В проекте можно принять участие один раз, посетив город проездом, а можно присоединиться к команде научных волонтеров и не только изучать флору и фауну города, но и применять полученные знания на практике. Так, участники регулярно выступают в качестве экспертов при обсуждении проектов благоустройства на территории Екатеринбурга.

Нина Садыкова

«Людям важно, чтобы у того, чем они занимаются, был какой-то практический результат. Например, данные о биоразнообразии, полученные во время наших прогулок, уже отчасти используются при планировании обустройства городской среды. Людей мотивирует участвовать дальше, когда им становится понятно, что, условно, вот та птица, которую ты сфотографировала три года назад, теперь может стать поводом для того, чтобы не закатать в асфальт под какую-нибудь парковку участок городского болота, речной поймы или леса»

Стоит отметить, что подобные экскурсии проводятся во многих крупных городах России. Так, в столице их организует движение Birdwatching Moscow, а в Петербурге — «Орнитологические экскурсии в Санкт-Петербурге». Наблюдая за птицами в бинокль, бёрдвочеры не только получают удовольствие от прогулки в парке, но и делают свой небольшой вклад в науку.

Увидев птицу, ее можно сфотографировать, отметить координаты места встречи и внести эти данные в одну из многочисленных открытых баз данных (например, iNaturalist или eBird). Записи любителей затем анализируют ученые, уточняя сведения об ареале и повадках разных видов пернатых. Впрочем, дело не ограничивается птицами — вы также можете собирать данные о растениях, зверях или грибах.

Практическая орнитология

Чтобы отслеживать миграции птиц, ученые не только наблюдают за ними, но и отлавливают, кольцуют, а затем отпускают. На основе сообщений коллег, которые также ловят птиц и фиксируют данные с их колец, орнитологи делают выводы о расселении, численности и других параметрах популяций различных видов.

Такие работы проводятся на орнитологических станциях. В России есть две такие станции, которые приглашают волонтеров помогать им не только в хозяйственной, но и в научной деятельности. Это станция кольцевания «Байкальская», расположенная на юго-восточном берегу озера Байкал, и Ладожская орнитологическая станция, которая находится на территории Нижне-Свирского заповедника в Ленинградской области.

Наталья Савина

Зовут добровольцев чаще всего летом, а требований к ним предъявляется немного: достаточно быть старше 18 лет и соблюдать внутренние правила и распорядок. Также желающих могут попросить сделать прививку от клещевого энцефалита. Все работы с птицами проводятся под чутким контролем орнитологов, но нужно быть готовым к серьезным нагрузкам и спартанским условиям проживания.

Наталья Савина

«Наш заезд был первым в этом году. В первый же вечер, уставшие с дороги, мы пошли устанавливать ловушки. А со второго дня началось: подъемы в 4:30 утра, завтрак, обходы ловушек каждые полчаса, в перерывах сбор ивовых кустов, обед, дневной сон (в который, к слову, от переизбытка эмоций совсем не спится), обустройство туристических домиков, снова сбор веток, и наконец ужин, после которого буквально валишься с ног, счастливый и довольный. Спустя время кажется удивительным, как мы успевали сделать столько всего, как будто в наших сутках было больше 24 часов. И еще удивительнее, что я практически не чувствовала усталости»

Обе станции можно посетить и с обычной экскурсией, предварительно записавшись через официальные сайты.

В пещеры за мышами

Птицы — не единственные летающие создания, за которыми можно наблюдать, занимаясь научным волонтерством, ведь в России обитают и летучие мыши.

Алексей Маслов

В изучении этих млекопитающих ученым в рамках проекта «Летучие мыши Сибири и где они обитают» помогают участники экспедиционного клуба «Образ жизни». Для этого волонтеры и зоологи отправляются в Новосибирскую и Кемеровскую области, Алтайский край, республики Алтай и Хакасия и другие интересные места. Клуб работает круглый год, а присоединиться к нему может любой желающий даже на один день. Чем же здесь занимаются волонтеры?

Алексей Маслов

«На месте мы разбиваемся на команды, даем каждому свою работу. Если мы с волонтером ездим регулярно, со временем он все больше начинает уметь, и ему многое можно доверить. Например, пещерная работа, да и полевая, если мы сетками ловим, обычно требует записей в полевой дневник. Человек со свободными руками поначалу обычно пишет, потом может что-то штангенциркулем измерить. Следующая ступень — на дерево посадить мышь и выпустить, окольцевать ее»

Чтобы присоединиться к проекту, нужно заполнить заявку на странице проекта на сайте «Люди науки» и дождаться подходящего для новичка выезда. Приготовьтесь узнавать новое и много фотографировать, путешествуя в теплой компании.

По следам древних медведей

Если вам нравятся пещеры, а летучие мыши — не очень, то обратите внимание на проект по поиску останков древних медведей.

Дмитрий Гимранов

Палеонтологи из Екатеринбурга приглашают волонтеров присоединиться к проекту «Пещерные медведи Урала». Помощь ученым требуется как во время раскопок в пещерах, так и после: найденный материал нужно сортировать, чистить и каталогизировать. Работа найдется для каждого: в проекте, с согласия родителей, могут принять участие даже дети старше 11 лет.

Дмитрий Гимранов

«Главное, что мы можем дать, — знание. Если вы хотите понять, интересна ли вам палеонтология, мы расскажем, как связать свою деятельность с этой наукой, какую исследовательскую работу можно провести. Мы хотим найти молодых талантливых ребят, студентов — так они смогут попробовать свои силы не только как волонтеры, но и как исследователи. Но есть и вторая важная цель — не отказывать людям в удовлетворении любопытства и предоставлять условия для реализации интересов каждому человеку»

Инструкция по участию в проекте размещена на странице проекта на сайте «Люди науки». В этом сезоне полевые работы уже закончились, но в лаборатории работы хватит всем желающим до следующего года.

Арктическая уборка

Наконец, самые отважные и заядлые путешественники могут помочь ученым в Арктике самыми разными способами.

Волонтеров в свои ряды регулярно набирает общественное экологическое движение «Чистый Север — чистая страна». Помимо просветительских мероприятий, вывоза мусора из труднодоступных мест и других экологических инициатив, организаторы активно сотрудничают с научными институтами и лабораториями. Например, волонтеры помогали в заборе проб воды и грунта в береговой части Белого моря и Нордкапском течении Арктического бассейна для изучения содержания в них микропластика.

Юрий Токарев

Если вы собираетесь в Архангельскую область, проверьте, не совпадают ли даты вашей поездки с различными акциями. Быть может, вам удастся принять участие в работе эколагеря, присоединиться к экологическому патрулю или помочь в создании маршрута для экотуристов.

Если вы настроены совсем серьезно, следите за объявлениями о наборах: возможно, именно вы станете участником настоящей арктической экспедиции в будущем году. Минувшим летом добровольцы движения провели 45 дней в экспедиции по уборке и исследованию острова Хейса на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Волонтером мог стать любой желающий старше 21 года с хорошей физической подготовкой и мотивацией. Команда проводила экологический мониторинг местности, собирала и складировала отходы на площадки для вывоза на материк, собирала пробы воды и других материалов. Все участники получили по-настоящему уникальный опыт.

Владимир Привалов

«Арктика манит и заставляет возвращаться хоть единожды там побывавших снова и снова, — так, кажется, говорят? Изречение спорное, но в моем случае верное на 100%. Наша Арктика слишком безбрежна, холодна и неприступна. Она хранит много загадок и тайн, а также, к сожалению, накопленный за годы активного освоения мусор, который постепенно убирают неравнодушные люди. В своей жизни я руководствуюсь теорией малых дел: сперва убрал мусор на Новой Земле, затем отправился убирать его на Землю Франца-Иосифа»

Проект «Люди науки» — некоммерческая инициатива, посвященная популяризации и развитию гражданской науки. Команда проекта создала и поддерживает первую в России платформу проектов научного волонтерства — портал «Люди науки», где ученые могут разместить свои проекты, а волонтеры найти исследование для участия. Проект «Люди науки» — победитель международной премии #МыВместе.