Исследователи из Брюссельского свободного университета и Гентского университета (Бельгия) изучили влияние конфликтов на человеческую способность сочувствовать. Эксперименты в Руанде, где соседствуют преступники и выжившие жертвы, показали, что они по-прежнему предвзяты друг к другу. Однако оказалось, что эмпатия нарушена и у следующих поколений.
Для людей естественно проявлять сочувствие при виде боли другого человека. Страдание сородичей и даже других живых существ запускает в нас эмпатическую реакцию. Но, как показали предыдущие исследования, случается и бессознательное снижение эмпатии. Например, если страдающего не признают своим по культурным, политическим или другим причинам.
Авторы нового утверждают, что возвращение эмпатии — возможность почувствовать, что ощущает противоположная группа, имеет решающее значение для подлинного перемирия. Для лучшего понимания, как способствовать этому, команда изучила ситуацию в Руанде, где десятилетия межэтнических проблем привели к геноциду народа тутси народом хуту в 1994 году.
После трагедии, где были убиты или покалечены более полумиллиона человек, гражданам из обеих групп пришлось продолжать жить бок о бок как соседи. Они не могут избегать друг друга и вынуждены управлять своими эмоциями и поведением.
Участникам эксперимента показывали изображение виновника геноцида, выжившего или их потомков, к которым применяли болезненные или нейтральные ситуации. У всех добровольцев, независимо от группы, наблюдалось предубеждение против другой стороны, а также сниженная эмпатия.
Аппараты для измерения энцефалограммы устанавливали в церквях, барах — везде, где был доступ к розеткам. По словам ученых, было непросто убедить людей, до которых никогда не доходил нейробиолог, носить на голове странные приборы.
Как объясняют специалисты, установки могут передаваться как через семейные истории о пережитом, так и на генетическом уровне — в виде травмы поколений. Однако для определения точных механизмов потребуются дополнительные исследования, которые могут помочь уменьшить затянувшуюся вражду.
