Уничтожали целые экосистемы: ученые нашли естественное оружие против безумных муравьев-захватчиков

Энтомологи заразили насекомых смертельным грибком

29 марта 2022
ephotocorp / Alamy

Распространение сумасшедших муравьев из Аргентины и Бразилии началось еще 20 лет назад. Они уничтожают местных насекомых и ящериц, прогоняют птиц и даже калечат млекопитающих, брызгая им в глаза кислотой.

Сумасшедшими их называют из-за резких хаотичных движений. «Захватчики» сумели даже выжить из Техаса ядовитых огненных муравьев. При этом сами они не выделяют яд, но их муравьиная кислота защищает от опасных родственников и наносит вред другим животным.

Также они создают серьезные проблемы людям, выбирая для гнездования электрические системы, чем вызывают короткие замыкания.

Пестициды не смогли справиться с этим бедствием, к тому же они очень токсичны. Ученые продолжали искать способы борьбы с нашествием: восемь лет назад они обнаружили несколько особей с раздутыми животами.

Оказалось, что внутри у муравьев поселился ранее неизвестный науке вид микроспоридий — родственных грибам паразитов, которые множили свои споры внутри насекомого. Наблюдения показали, что зараженная популяция постепенно вымирает.

Исследователи из Техасского университета в Остине провели эксперимент в крупном нацпарке — подсадили к муравьям-захватчикам зараженных грибком сородичей.

На руку ученым сыграло то, что отдельные группы этого вида не воюют друг с другом, а объединяются. В результате за несколько лет популяция исчезла, прекратив тиранить всю экосистему.

Экологи признают, что им очень повезло: естественный патоген, придуманный самой природой, действует избирательно и не наносит вреда всей экосистеме, а точечно защищает ее от разрушителей.