Ученые выяснили, почему в одной песне все слышат разные истории

Новое исследование доказывает: люди из разных стран воспринимают одни и те же мелодии по-разному

23 февраля 2022
Ученые выяснили, почему в одной песне все слышат разные истории
Getty Images

Американские ученые совместно с китайскими коллегами провели музыкальный эксперимент. Целью было выяснить, одинаковые ли образы рисуют нам одни и те же произведения, и если разные, зависит ли это от культуры, в которой люди живут. Результаты исследования подтвердили влияние этого фактора.

Исследователей давно интересует, почему люди склонны интерпретировать инструментальную музыку в какой-то образ или историю, как если бы они смотрели фильм под саундтрек. Некоторые произведения ассоциируются у нас с прогулкой у моря, а некоторые с дракой или шумным праздником. Теперь ученые решили выяснить, определяются эти ассоциации только музыкой или культурным происхождением.

Участниками эксперимента стали студенты из двух американских вузов — Университетов Арканзаса и Мичигана, а также волонтеры от 19 до 80 лет из китайской провинции Гуйчжоу. Более шестисот человек прослушали одноминутные отрывки, а затем описывали своими словами, о чем, по их мнению, рассказывает музыка. Половина образцов была взята из западных произведений, а половина — из китайских.

Когда эксперты проанализировали три набора ответов из каждого места, оказалось, что две группы американских добровольцев описывали очень похожие истории, тогда как ответы китайской группы сильно отличались. Например, один музыкальный отрывок напомнил участникам из США щебетание птиц на рассвете. Для китайских слушателей он прозвучал как свист человека в свернутый лист где-нибудь в горах.

Согласно выводам ученых, музыка несет определенные образы, и для разных культур они бывают близки. Однако возникающие в голове сюжеты сильно зависят от культурного бэкграунда.

Также исследователи отмечают, что результаты эксперимента заставляют пересмотреть стереотип о том, что музыка объединяет — в межкультурных взаимоотношениях это может быть не всегда так.