Ученые вычислили область мозга, отвечающую за «материнский инстинкт»

Если ее отключить, то живое существо полностью теряет интерес к собственным детям

4 июня 2021

Мозг матери заставляет ее рисковать и забывать о себе, когда детеныш в опасности. К таким выводам пришли ученые из Исследовательского центра RIKEN (Япония). Они провели эксперименты на мышах.

Ученые вычислили область мозга, отвечающую за «материнский инстинкт»
Devaram Thirunavukkarasu / Legion Media

«Люди и животные могут подавлять некоторые формы инстинктивного поведения и поступать иным образом, если им нужно заботиться о потомстве. Мы выяснили, что увеличение активности этой группы нейронов в гипоталамусе мышей заставляет их активнее заботиться о своем потомстве и при этом подавляет их инстинктивное стремление избегать опасных ситуаций», — рассказала автор исследования Куми Курода (Kumi Kuroda).

Специалисты обнаружили, что за «материнский инстинкт» отвечает небольшой набор нейронов, расположенных внутри так называемой преоптической области гипоталамуса. Это один из глубинных регионов мозга, который, предположительно, управляет половым поведением животных и людей, а также их реакцией на жажду, колебания температуры и некоторые другие простые раздражители.

Ученые внесли коррективы в его работу, и у грызунов пропало всякое желание заботиться о детях. Это проявлялось в том, что мыши не переносили свое потомство в гнездо, не закрывали его своим телом и бросали малышей при появлении первых признаков опасности, в том числе после попадания в незнакомую обстановку. Исследователи отмечают, что все эти формы поведения не характерны для здоровых самок. При этом, когда другим мышам, у которых не было потомства, эту зону мозга активировали принудительно, они начинали заботить о чужих детенышах. И такое поведение оказалось характерным не только для женских особей, но и для мужских.

Использованы материалы Eurekalert