Загляните в бездну: ученые создали оптическую иллюзию приближающейся черной дыры

Психологи из Норвегии рассказали, как работает загадочная картинка

4 июня 2022Обсудить
Roman Stetsyk / Alamy

Новая оптическая иллюзия настолько хорошо обманывает человеческий мозг, что заставляет зрачки расширяться. Эксперимент ученых из Университета Осло в Норвегии описан в статье журнала Frontiers in Human Neuroscience.

Иллюзия «расширяющейся дыры» представляет собой картинку с темным пятном в центре, от которого расходится градиент. У смотрящего на изображение создается ощущение движения навстречу темному тоннелю.

Вариации этой картинки с разными цветами показали 50 добровольцам. Ученые в это время следили за движением глаз испытуемых и изменением размера зрачков.

Lucie Senn / Frontiers in Human Neuroscience

Наиболее эффективно работало черно-белое изображение — «затянуты» в черную дыру оказались 86% участников эксперимента. Субъективные ощущения людей различались, все испытуемые сообщали о разной интенсивности «расширения» дыры. Когда участники вглядывались в черно-белое изображение, их зрачки расширялись, в случае с цветной картинкой — сужались.

Ученые сделали вывод, что человеческий глаз настраивается на воспринимаемый и даже воображаемый свет. Это лишь первый шаг в понимании механизма работы оптических иллюзий. В планах у норвежских исследователей изучить, способны ли другие существа, в том числе беспозвоночные, так же обманываться, видя «загадочные» картинки.