Ученые смогли получить ДНК древних людей при помощи вшей

Макромолекулы хорошо сохранились в клейкой массе, из которой состоит кладка яиц паразитов, живущих в волосяном покрове человека

6 января 2022

Ученые из Редингского университета (Великобритания) расшифровали геномы мумий возрастом в 2000 лет, которые были найдены в окрестностях аргентинского города Сан-Хуан. Обрывки ДНК мумифицированных людей сохранились в кладках яиц вшей, которые обитали в их волосах.

Universidad Nacional de San Juan

Полученный генетический материал отличается хорошей сохранностью. Благодаря анализу ДНК удалось выяснить, как индейцы перемещались по континенту. В частности, ученые обнаружили, что народы из культуры Ансильта, чьи мумии как раз и исследовали ученые, родственны первым группам индейцев, которые попали в Южную Америку в конце ледниковой эпохи. При этом оказалось, что предки и ближайшие родственники этих индейцев проживали не в Андах, а в джунглях на севере Амазонии.

University of Reading

В клее вшей при этом были обнаружены фрагменты ДНК онковируса MCV, который в прошлом, по всей видимости, распространялся среди древних людей через кожных паразитов. «Человеческая ДНК может сохраняться внутри клейкой массы, из которой состоят кладки яиц паразитов, живущих в волосах человека. Это открытие значительно расширяет доступ к образцам ископаемых геномов древних людей, а также позволяет выяснить природные условия, в которых жили люди тысячи лет назад», — рассказала соавтор исследования Алехандра Перотти (Alejandra Perotti), доцент Редингского университета.

Ранее ученые даже не пытались искать остатки ДНК в волосах человека или в шерсти животных, так как они почти полностью состоят из белка-кератина. Обычно генетический материал удается извлечь из костей. Что же касается вышеупомянутых мумий, то они были настолько хрупкими, что исследователям не позволили прикоснуться к их скелетам, это заставило их пойти необычным путем и тщательно исследовать волосы.

Использованы материалы: Eurekalert, ТАСС