Ученые рассказали, когда произошло последнее извержение вулкана на Марсе

Вулканическая активность на Красной планете могла прекратиться совсем «недавно» по космическим меркам. Это повышает вероятность существования пригодных для жизни условий на поверхности Марса в недавнем прошлом

11 мая 2021

Используя данные со спутников, вращающихся вокруг Марса, американские планетологи пришли к выводу, что последнее извержение вулкана на Красной планете могло произойти менее 50 000 лет назад. Местом последнего извержения называют равнину Элизий. Ранее считалась, что небольшие локальные извержения вулканов на Марсе прекратились около трех миллионов лет назад, а основная активность происходила 3–4 миллиарда лет назад.

Ученые рассказали, когда произошло последнее извержение вулкана на Марсе
NASA/JPL/MSSS/The Murray Lab

В районе равнины Элизий существует серия разломов, которые называются бороздами Цербера (Cerberus Fossae). Здесь исследователи зафиксировали высокую тепловую инерцию и скопление пироксена и кальция. Аналогичные места на Луне и Меркурии считаются следами взрывной вулканической активности.

Место последнего извержения находится на расстоянии около 1600 километров от посадочного модуля НАСА InSight, который изучает тектоническую активность на Марсе с 2018 года. В районе борозд Цербера были локализованы два землетрясения. Возможно, они связаны с движением магмы на глубине. Исследователи не исключают, что вулканическая активность все еще может происходить в недрах Красной планеты.

«Взаимодействие восходящей магмы и ледяного субстрата в этой области могло сравнительно недавно создать благоприятные условия для микробной жизни и повышает вероятность существования жизни в этом регионе», — отметил один из авторов исследования Дэвид Хорват (David Horvath) из Планетологического института США.