Ученые проверили генетику попугаев какапо

Несмотря на инбридинг, редким новозеландским птицам не грозит вырождение

13 сентября 2021

Нелетающий попугай какапо (лат. Strigops habroptila) является эндемиком Новой Зеландии. По данным Международного союза охраны природы, эти редкие птицы находятся на грани исчезновения. В новом исследовании специалисты решили выяснить, может ли на сокращение популяции влиять инбридинг, то есть скрещивание между близкородственными особями. Ранее предполагалось, что в небольших популяциях, подвергающихся инбридингу, со временем могут накапливаться вредные мутации, что приводит к повышенному риску вырождения. Однако в случае какапо это оказалось не так.

Ученые проверили генетику попугаев какапо

До того как люди заселили Новую Зеландию популяция какапо могла насчитывать сотни тысяч. Однако к 1995 году их осталось всего 51, причем 50 особей обитали на острове Стюарт. Сегодня популяция насчитывает 200 особей. Ученые решили изучить геном птиц, изолированных на острове 10 тысяч лет. В общей сложности они секвенировали и проанализировали 49 геномов как вымерших, так и живых какапо. Оказалось, что, несмотря на многолетний инбридинг, птицы не накапливали опасные мутации.

«Несмотря на то что какапо долгое время подвергались инбридингу, у них гораздо меньше вредных мутаций, чем мы могли ожидать, — рассказал Николас Дуссекс (Nicolas Dussex) из Стокгольмского университета. — Наши данные показывают, что выжившая популяция на острове Стюарт была изолирована в течение примерно 10 тысяч лет и что за это время вредные мутации были удалены естественным отбором. Инбридинг, возможно, способствовал этому».

Использованы материалы Eurekalert!