Ученые приблизились к пониманию «болезни Стивена Хокинга»

Причиной бокового амиотрофического склероза, от которого страдал знаменитый физик-теоретик Стивен Хокинг, могут быть изменения в микроРНК

5 сентября 2021

Боковой амиотрофический склероз (БАС) — это прогрессирующее заболевание, при котором происходи гибель моторных нейронов. Это приводит к нарушению двигательной активности и в конечном счете параличу.

Ученые приблизились к пониманию «болезни Стивена Хокинга»
NEAL AMIN

Специалисты из Института Солка (США) существенно продвинулись в изучении и поисках способов лечения основных причин БАС и других неврологических и психических расстройств. Как отмечают авторы исследования, их работа также может быть применима к широкому кругу заболеваний, связанных с изменением уровней экспрессии генов, например к раку. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.

Исследователи обнаружили несколько генов, связанных с БАС, и обратили внимание на то, что все они связаны с производством микроРНК. Так называют малые некодирующие молекулы РНК длиной 18–25 нуклеотидов. Как выяснили исследователи, у пациентов с БАС наблюдается резкое снижение в концентрации микроРНК под названием miR-218.

Дальнейшее исследование показало, что концентрация miR-218 ниже 36% приводит к массовой гибели нейронов. Еще более низкие уровни этой микроРНК были связаны с развитием паралича и смертельным исходом.

Пока эксперименты проводились только на мышах. Впрочем, авторы исследования уверены, что полученные результаты применимы и к людям.

БАС — относительно редкое заболевание в масштабах всего мира, но привлекшее внимание тех, кто знаком с жизнью известного популяризатора науки Стивена Хокинга. Неутешительный диагноз ему поставили в 1963 году, и тогда врачи отвели ученому всего два-три года жизни, однако он прожил до старости (76 лет), что является исключением для больных БАС. Большую часть жизни он провел в инвалидном кресле и общался со своим окружением при помощи специального аппарата, так как сам профессор Хокинг из-за болезни говорить не мог.

Использованы материалы Eurekalert!