Международная группа ученых получила новые доказательства существования двойной сверхмассивной черной дыры в галактике OJ 287, которая находится на расстоянии 5 миллиардов световых лет от Земли. В этой системе менее массивная черная дыра вращается вокруг другой, более крупной. Причем каждые 12 лет она дважды пронзает ее аккреционный диск — структуру из газа и пыли, окружающую черную дыру.

Две черные дыры в OJ287 находятся настолько близко друг к другу, что должны излучать гравитационные волны, а это, в свою очередь, приводит к сжатию их орбит.

«Это гравитационное излучение, как мы ожидаем, вскоре может быть обнаружено с помощью интерферометров космических гравитационных волн, таких как космическая система LISA, что окончательно подтвердит существование двойной системы в OJ 287», — рассказал участник исследования, член-корреспондент РАН Юрий Ковалев, руководитель лабораторий в МФТИ и ФИАН.

Открытие было сделано благодаря методу наблюдений, известному как радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами (РСДБ). Смысл его в том, что наблюдение за объектом происходит одновременно с помощью разных телескопов. Синхронизация сигнала с каждой антенны и последующая корреляция позволяют восстанавливать изображения удаленных астрофизических объектов с высочайшим угловым разрешением.

«Мы еще никогда не наблюдали внутреннюю структуру кандидата на сверхмассивную двойную черную дыру OJ287 с такой четкостью», — добавил Юрий Ковалев.

Использованы материалы пресс-службы МФТИ