Ученые обнаружили область мозга, отвечающую за религиозность

Она находится в одной из зон, лучше всего сохранившихся в ходе эволюции

7 июля 2021

Исследователи из Центра женского здоровья имени Бригама (Бостон, США) изучили данные, полученные в результате опроса пациентов, перенесших операцию на мозге. Ученые сравнили то, как они верили в Бога до и после хирургического вмешательства.

Ученые обнаружили область мозга, отвечающую за религиозность
Alexey Kotelnikov / Alamy

33 человека из 88 стали относиться к религии прохладно, 29 в ней укрепились, а у остальных мировоззрение не изменилось.

В качестве контрольной группы исследователи выбрали 100 пациентов с повреждениями мозга, вызванными проникающей боевой травмой, полученной еще во времена Вьетнамской войны. Учитывая, что это случилось много лет назад, ученые могли проверить, насколько постоянными являются изменения в результате ранений.

Благодаря методу картирования поражений мозга исследователи смогли обнаружить «духовный» центр,  который располагается в околоводопроводном сером веществе, отвечающем также за формирование страха, альтруизм и модуляцию боли.

Места поражения, связанные с другими неврологическими и психиатрическими симптомами, тоже пересекались с этой областью. Например, болезнь Паркинсона пересекала зоны, отвечающие за ослабление духовности. А вот синдром «чужой руки», наоборот, возникал при сильной активации этого центра.

«Результаты исследований позволяют предположить, что религиозность уходит корнями в фундаментальные нейробиологические процессы и глубоко вплетена в нашу нервную ткань. Мы были поражены, когда выяснили, что этот мозговой центр сосредоточен в одной из наиболее хорошо сохранившихся в ходе эволюции структур мозга», — отметил автор исследования Майкл Фергюсон (Michael Ferguson).

Более 80% населения планеты относят себя к религиозным людям. Этот феномен сложно изучать, так как он субъективен и не поддается никаким оценкам.

Использованы материалы Biological Psychiatry