Ученые нашли способ превращать шпротное масло в экологичный пластик

Баночку не выбрасывайте!

4 августа 2023

Среди экологов только и разговоров, что о пластике и о шпротах. Но ученые из Сибирского федерально университета и Красноярского научного центра СО РАН нашли способ, как объединить эти две темы и превратить их в сплошную пользу.

Ученые нашли способ превращать шпротное масло в экологичный пластик

Что мы обычно делаем с жиром в банке, который остается, когда заканчиваются шпроты? Правильно, макаем в него свежий хрустящий хлеб и наслаждаемся подкопченным вкусом. Но исследователи любому ингредиенту найдут практическое применение. В том числе и шпротному маслу.

В статье, опубликованной в журнале Processes, российские ученые рассказали об эксперименте, в результате которого им удалось использовать жир из консервированных шпрот в качестве субстрата для получения полимеров гидроксиалкановых кислот (ПГА). Эти полимеры способны разлагаться без ущерба окружающей среде, но их массовое производство обходится дорого, поэтому наука и производство постоянно ищут менее экологичные, но более доступные варианты.

На шпротный жир исследователи обратили внимание из-за двух факторов: во-первых, эти консервы производят в разных странах, во-вторых — в больших количествах. В июне этого года в одной только России каждый день получали 10 тонн шпротных отходов. Таким образом превращение шпрот в ПГА позволит решить сразу два экологических вопроса — и от отходов избавит, и правильно разлагающийся пластик даст.

Конечно, отработанный рыбий жир пока еще новый и малоизученный источник сырья, но в будущем, считают ученые, он может стать одним из самых перспективных материалов. Кто знает, может, он окажется еще лучше, чем экологичный ананасовый пластик, который изобрели в Таиланде.