Ученые изобрели новую мазь для заживления ран. В ее основе компонент человеческой крови

Лекарство не содержит спирта, а значит, не раздражает кожу

30 ноября 2023

Stephen Curry / Flickr

Молекула-такси

Растворили в воде, растопили на водяной бане, помешивая, добавили ингредиенты — похоже на описание работы кулинара, но это часть рецепта ученых из Пермского политеха. Они разработали состав новой мази от ожогов и ран на основе человеческого белка — альбумина. И приготовили лекарство по собственной методике. Как сообщили Vokrugsveta.ru в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, мазь отличается от аналогов более бережным заживлением, эффективностью и простотой в изготовлении.

Альбумин — важный белок в сыворотке (плазме) нашей крови, который составляет 55% от всех ее белков. Благодаря тому, что молекул альбумина так много и у них хорошая связывающая способность, они работают как такси — переносят по крови необходимые организму вещества и лекарства. Кроме этого, альбумин может быть источником ключевого элемента аминокислот — азота, если того в организме недостаточно; борется с некоторыми бактериальными токсинами и имеет заживляющие свойства.

На основе альбумина, по данным ученых, была создана лишь одна мазь для лечения ожоговых заболеваний. Вторым из ее основных компонентов является спиртовой экстракт прополиса, что ограничивает использование лекарства на открытых раневых поверхностях. Еще одним недостатком, по мнению авторов исследования, была сложность приготовления.

Как приготовили мазь на основе альбумина

Сотрудники направления «Биотехнология» в ПНИПУ разработали свой метод изготовления мази с 20-процентным раствором альбумина. Кроме действующего вещества, в состав вошли стеариновая кислота — как основа и загуститель; консервант цитрат серебра, который выполняет антимикробную дезинфицирующую функцию; а также полисорбат 80, глицерин и карбонат калия — эти вещества помогли достичь пенистой структуры для легкого бережного нанесения на рану и долгого удержания на ее поверхности.

Для приготовления авторам понадобилась стерильная дистиллированная вода, чтобы растворить карбонат калия, и водяная баня при 70 °C, чтобы расплавить стеариновую кислоту. После введения остальных ингредиентов и остывания добавили альбумин. По словам разработчиков, они испытали несколько вариантов состава и технологии приготовления. Все полученные рецептуры соответствовали государственным стандартам, а альбумин в них эффективно взаимодействовал с раневой поверхностью.

«Альбумин в разработанном составе остается стабилен: основа и вспомогательные компоненты не расслаиваются при производстве и во время упаковки и транспортировки», — отмечает профессор кафедры окружающей среды ПНИПУ Лариса Волкова.

<p>Лариса Волкова</p>

«Мазь сохраняет свои физико-химические свойства при длительном хранении, легко наносится на кожу и поверхность раны».

Испытания показали, что новая мазь без спирта бережнее заживляет ожоги и раны, не раздражая ткани и не усиливая болевые ощущения. При этом она оказывает антибактериальное действие за счет других компонентов. Она легко наносится, проста в изготовлении, а ингредиенты недорогие, что должно сказаться на доступности лекарства.

Ранее была придумана мазь на основе брокколи, которая оказалась эффективнее антибиотиков.