Ты и я одной кости: вы ужаснетесь, когда узнаете, из чего сделаны эти подвески древних людей

Необычные изделия нашли в Карелии на берегах Онежского озера

25 ноября 2022
Science Direct

Специалисты из Музея антропологии и этнографии Петра Великого РАН вместе с финскими коллегами исследовали неприметные подвески, которые 30 лет назад нашли на Южном Оленьем острове в Онежском озере. Результаты анализа шокировали: украшения, с которыми 8000 лет назад похоронили мужчину, оказались вырезаны из человеческих костей.

На острове Южный Олений в Карелии находится крупнейший в Северной Европе Оленеостровский могильник — около 170 захоронений эпохи мезолита. Люди среднего каменного века, жившие на берегах озера, хоронили на острове своих умерших 8340–7935 лет назад.

Находки из погребений ученые начали поднимать на раскопках еще в 30–40-х годах прошлого века. Среди них были и украшения из зубов животных, и несколько маленьких подвесок из кости. По зубам ученые смогли сразу определить, что они принадлежали лосю, бобрам и даже бурым медведям. И только недавно непритязательные подвески, на которых было вырезано всего по одной-две канавки, были отправлены на повторный анализ.

Исследователи с помощью масс-спектрометрии рассмотрели 37 подвесок и выяснили, что 12 из них точно сделаны из человеческой кости, другие две — возможно, происхождение еще шести осталось под вопросом.

Остальные были вырезаны из костей лося и крупного рогатого скота. При этом все украшения были одинаково грубо обработаны и внешне ничем не отличались друг от друга.

Кристина Маннермаа

«Люди, жившие тысячи лет назад, считали свою жизнь не более важной, чем жизнь животных, которые обитали бок о бок с ними».

Древняя традиция использовать человеческие кости и зубы для изготовления украшений известна во всем мире. Самые ранние свидетельства этого были найдены во Франции — это коллекция перфорированных зубов возрастом 35 тысяч лет, оставшаяся от ориньякцев.

Более поздние подвески находили по всей Дании, в Германии, Турции, Латвии, Чехии. В Мексике были обнаружены музыкальные инструменты из человеческой кости со следами порезов, которые указывали на жертвоприношения.

На карте отмечены места в Европе и Малой Азии, где находили изделия из человеческих костей.
Science Direct

Оленеостровские подвески стерты по краям, некоторые фрагментированы, однако анализ показал спиральные переломы и другие признаки, по которым ученые сделали вывод, что украшения вырезались из свежей кости. Однако следов порезов, как на мексиканских артефактах, на них нет.

Использование одновременно и человеческих, и звериных костей в украшениях для умерших могло говорить о верованиях людей каменного века: они мысленно ассоциировали себя с каким-либо животным, а животные могли принимать облик людей. Такое мировоззрение известно и сегодня у некоторых малых коренных народов.