Туберкулез «открыл Америку» с помощью тюленей задолго до Колумба

Археологи обнаружили в Перу и Колумбии местные штаммы, которыми болели коренные жители за сотни лет до европейской колонизации

14 марта 2022
Туберкулез «открыл Америку» с помощью тюленей задолго до Колумба
Francisco Javier Ramos Rosellon / Alamy

Исследование ученых из США, Германии и Дании объяснило появление и распространение туберкулеза в Южной Америке до колонизации. Считалось, что болезнь завезли сюда европейцы в конце XV века. Однако археологи и палеонтологи обнаруживают на обоих американских материках скелеты людей с ДНК туберкулеза, которым более тысячи лет.

Генетики выяснили, что три древних штамма из современных Перу и Колумбии очень похожи на разновидность заболевания у тюленей и морских львов.

Задолго до прибытия конкистадоров коренное население болело несколькими вариантами этой инфекции. Штаммы «путешествовали» глубоко внутрь территории, а не только у побережья. Скорее всего, передавались они не напрямую от тюленей — местные не ели их мяса, — а по цепочке через других млекопитающих.

Анализы ДНК показали, что у инфекций морских обитателей и человека был общий предок около шести тысяч лет назад. Ластоногие переносили бактерии через океан, заражали наземных животных. Так туберкулез распространялся от береговой линии до горных хребтов Анд, циркулировал там и оставался эндемичным, то есть нехарактерным для других регионов.

Внутри каждой страны он мог распространяться по торговым путям, от человека к человеку. С прибытием колонизаторов европейские штаммы постепенно вытеснили исходные южноамериканские и на время скрыли от глаз ученых наличие туберкулеза на этих территориях в древности. По заявлениям специалистов, открытие меняет привычный взгляд на историю развития этой смертельной болезни.