Чтобы известить других участников движения о намерении повернуть или перестроиться, водителю в наши дни достаточно коснуться подрулевого рычага — и левые или правые поворотники замигают и подадут нужный сигнал. Но на заре эпохи автомобилестроения ситуация с поворотниками, пользоваться которыми некоторые автомобилисты почему-то не любят, обстояла иначе.

Фото №1 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
Фото
Björn Wylezich / Alamy
Фото №2 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
Изображение поворотников в американском патенте 1909 года
Фото
patentimages.storage.googleapis.com

Руки и трафикаторы

Водители первых серийных машин подавали сигналы о намерении повернуть левой или правой рукой (в зависимости от расположения руля в машине), и знать эти сигналы автомобилистам необходимо и по сей день. Однако в ненастную погоду или темное время суток разглядеть такой сигнал было непросто, и сразу несколько изобретателей задумались о создании специальных указателей поворота. Так, в 1909 году американец Перси Дуглас-Хамильтон получил патент на устройство, указывающее «предполагаемое направление движения транспортных средств». Он предлагал устанавливать по бокам кузова указатели с лампами, в которых светящийся контур повторял форму руки, чтобы все водители понимали смысл сигнала.

Из Правил дорожного движения РФ

Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой.

Фото №3 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
Сигналы поворота из патента Эдгара Вальца
Фото
patentimages.storage.googleapis.com

В 1914 году знаменитая актриса американских немых фильмов Флоренс Лоуренс придумала, но не запатентовала механической указатель поворота, который должен был устанавливаться на заднем бампере автомобиля. Приводить его в действие Лоуренс предлагала при помощи специальной кнопки. Поворотник в его современном понимании, по всей видимости, был запатентован в США в 1915 году Эдгаром Вальцем-младшим, но автопроизводителей его изобретение заинтересовало только через 23 года, когда срок патента Вальца истек.

Фото №4 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
Трафикатор с лампой
Фото
Matthew Richardson / Alamy

До массового внедрения поворотников современного типа на многих автомобилях в Европе и США устанавливались поворотники семафорного типа с механическим или электроприводом, получившие название «трафикаторы». Такие указатели появились в начале XX века и неоднократно совершенствовались. Обычно они размещались в области стойки передней двери и выдвигались, когда водитель активировал их перед поворотом.

Некоторые из трафикаторов оснащались сигнальными лампами, что приближало их к современным поворотникам. Хотя в теории свою функцию трафикаторы выполняли успешно, на практике они имели ряд недостатков: выдвижные поворотники были хрупкими, а порой их заклинивало, и водителям приходилось подавать сигналы руками. На некоторых автомобилях трафикаторы устанавливались вплоть до конца 1950-х годов.

Мигающие лампочки и их цвет

Первым автопроизводителем, который установил на автомобиль мигающие указатели поворота, стала американская компания «Бьюик». Поворотники, управляемые переключателем на рулевой колонке, появились на автомобилях этой марки в 1939 году. Сначала на «Бьюиках» устанавливали только задние поворотники, но уже в 1940 году они появились и в передней части автомобилей компании. Тогда же в компании внедрили привычный каждому водителю механизм автоматического отключения поворотников после завершения маневра. В течение пары лет такие же поворотники появились в качестве опции или базового оборудования на многих американских автомобилях, а после Второй мировой войны они распространились в США почти повсеместно. В СССР первым массовым автомобилем с поворотниками стала послевоенная «Победа», где указатели поворота включались при помощи тумблера на приборной панели.

Фото №5 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
Современный подрулевой переключатель указателей поворота
Фото
Vladimir Mucibabic / Alamy
Фото №6 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
На «Победе» для включения поворотников использовался небольшой тумблер (на фото — черного цвета), расположенный в центре приборной панели
Фото
Aleksandr Kondratov / Alamy
Фото №7 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
Задняя оптика с красным поворотником
Фото
Valokuva24 / Alamy

Обретя свою современную форму, поворотники не сразу обрели свой цвет. До начала 1960-х почти на всех автомобилях передние поворотники имели белый цвет, а задние — красный. В 1963 году американские автомобильные компании массово перешли на оранжевый цвет передних указателей поворота, но узаконены такие поворотники в США были только в 1968 году.

В большинстве стран современные требования обязывают выпускать автомобили, все поворотники которых имеют только оранжевый цвет, но в Соединенных Штатах, Канаде, Бразилии, Швейцарии и еще нескольких странах правила допускают, что задние поворотники могут также иметь красный цвет, чем пользуются некоторые производители в целях экономии.

Фото №8 - То, о чем нельзя забывать: эволюция поворотников
Работающий поворотник на немецкой марке 1971 года
Фото
Zvonimir Atletić / Alamy

Ряд исследований, проведенных за последние 30 лет, показал, что задние поворотники оранжевого цвета имеют заметное преимущество перед красными с точки зрения безопасности, но пока что в США не спешат изменять требования к производителям автомобилей в части цвета поворотников. Впрочем, цвет указателей поворота играет не такую большую роль, если водители регулярно забывают об их существовании, что приводит к печальным последствиям.