Фото №1 - Tang Ping, или залечь на дно: как молодежь в Китае противостоит системе

Движение Tang Ping (букв. «лежать на месте») возникло в Китае в апреле 2021 года, после того как в одной из соцсетей появился пост, призывающий выйти из навязанной государством гонки, перестать перенапрягаться на работе и просто «прилечь». Пользователь под ником «Добросердечный путешественник» (Kind-hearted traveler), он же З1-летний Луо Хуачжонг, рассказывал о том, как бросил работу, проехал более 2000 км от провинции Сычуань до Тибета, жил на 60 долларов в месяц из сбережений, зарабатывал случайными фрилансами и питался по два раза в день. Этот опыт, по словам Луо, сделал его физически более здоровым и психологически свободным. «Tang Ping — это справедливость, это мое мудрое движение», — написал Луо. 

Пост вызвал всплеск активности в соцсетях и превратился в манифест мгновенно возникшего нового движения. С огромной скоростью стали появляться мемы, футболки и другой мерч с символикой Tang Ping

Фото №2 - Tang Ping, или залечь на дно: как молодежь в Китае противостоит системе

Китайскому правительству это не понравилось: пост удалили, поиск по хештегу #Tangping почистили и запретили, заблокировали группы, посвященные Tang Ping в соцсетях, а медиа выпустили статьи, порицающие подобный образ мыслей. Это неудивительно, ведь основные принципы Tang Ping — ставить спокойствие в приоритет, не жертвуя собой на работе, ценить свое время, не гнаться за общепринятым социальным успехом — прямо противоположны государственным установкам и системе социального рейтинга, планомерно вводящейся в Китае последние годы. 

Молодые люди в Китае отмечают, что ситуация сложилась против них: работая с 9 утра до 9 вечера по 6 дней в неделю, они по-прежнему не могут позволить себе купить жилье или обеспечить ребенка. Они считают свое положение парадоксом: они должны быть лояльны к государству, но справляться без государственных льгот, которыми пользовались их родители. Китайская молодежь сталкивается с давлением как в вопросе подчинения авторитарному режиму, так и в плане конкуренции в рыночной экономике — все это вызывает сильный стресс. Неслучайно, многие заговорили о Tang Ping как о возможности «сбросить груз с плеч».

В 2013 году вышло эссе антрополога Дэвида Гребера «О феномене бредовой работы», тоже мгновенно ставшее «вирусным» и подтолкнувшее тысячи людей по всему миру делиться своими историями, переосмысляя свою жизнь. В эссе звучала мысль о том, что множество людей большую часть жизни занимаются абсолютно бессмысленной работой и знают об этом. Однако такая работа, по наблюдению антрополога, как правило, хорошо оплачивается, давая иллюзию полноценной жизни. Что, впрочем, не делает людей более счастливыми.

Молодыми людьми в Китае эта проблема ощущается еще острее: 12-часовые смены еще и плохо оплачиваются. Так, 32-летний Ли Чжуан, бросивший несколько лет назад работу в крупном издательстве в Пекине, говорит, что дело было не в быстром или медленном темпе, а в абсолютной бессмысленности происходящего. Прожив полгода после увольнения в горах в монастыре, Ли приехал в город, но уже не вернулся в офис. Сейчас он управляет небольшим магазином в пустующем доме своих бабушек и дедушек на узких улочках старого Пекина. Ли входит в число молодых специалистов, отказывающихся от традиционного понимания успеха в пользу минималистского образа жизни, где есть место увлечениям и отдыху. Поэтому он всячески поддерживает Tang Ping.

Tang Ping нашел отклик и у пользователей соцсетей в других странах — его принципы вполне вписываются в популярный мировой тренд на осознанность и заботу о психическом здоровье.

С момента публикации нашумевшего поста прошло полгода. И хотя внешние проявления Tang Ping были быстро зацензурированы, а едва зародившееся движение, казалось бы, «подавлено», люди продолжают об этом думать и говорить. Проблема никуда не делась, и сейчас основной вопрос состоит в том, в каких формах идеи Tang Ping будут применяться молодыми людьми в Китае в дальнейшем.