Свидетели катастрофы — минералы: как Земля избежала участи Марса 550 млн лет назад

Благодаря тем событиям жизнь не погибла и смогла развиваться дальше

26 июля 2022
dotted zebra / Alamy

Исследователи из Университета Рочестера выяснили, что магнитное поле Земли восстановилось 550 миллионов лет назад благодаря формированию твердого ядра, это позволило планете стать оазисом жизни в Солнечной системе.

Согласно результатам исследования, магнитное поле «приходило в себя» после некого коллапса в течение нескольких десятков миллионов лет — относительно короткий срок по геологическим меркам. Этот процесс совпал с формированием твердого ядра Земли. Считается, что именно эти события помогли быстро восстановиться жизни на планете.

Определение ключевых дат в истории внутреннего ядра позволит назвать его возраст, а следовательно, — лучше понять историю и эволюцию Земли.

Известно, что третья планета от Солнца состоит из нескольких слоев:

• плодородной коры;

• мантии — она занимает самый большой объем;

• расплавленного внешнего ядра;

• твердого внутреннего ядра.

Источник магнитного поля Земли находится в самом ее сердце, где расплавленное железо, вращаясь, генерирует электрические токи. Этот процесс называется геодинамикой — она и создает магнитное поле.

Магнитное поле нельзя измерить напрямую из-за глубины и экстремальных температур. Однако есть минералы, которые содержат в себе крошечные магнитные частицы. Они иногда выходят на поверхность, давая геологам возможность понять происходящие на огромной глубине процессы.

Недавно исследователи определили, что 550 миллионов лет назад магнитное поле начало быстро обновляться после коллапса, который произошел на 15 миллионов лет ранее данных событий.

По словам исследователей, магнитное поле быстро обновилось из-за образования твердого внутреннего ядра. Оно перезарядило расплавленное внешнее ядро и восстановило напряженность.

Второй вехой геологи называют события, произошедшие 450 миллионов лет назад — тогда структура растущего ядра изменилась, а еще появилась граница, разделяющая внешней и внутренний слои.

Исследователи полагают, что у Марса тоже некогда было магнитное поле, но со временем оно рассеялось, что привело к полному обезвоживанию и сделало Красную планету уязвимой для солнечного ветра. Что станет с человеком на Марсе без скафандра, читайте в интервью «Вокруг света» с инженером-проектировщиком систем вентиляции Натальей Голубевой.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.