Свернуть полетную программу: ботаники нашли у одуванчика механизм принятия решений

Растения умеют запрещать семенам отрываться

3 июня 2022Обсудить
Чарльз Эдвард Уилсон. Одуванчик
Artepics / Alamy

Международная команда ученых изучила работу биомеханизма, который позволяет семенам одуванчика летать только в сухую погоду, тем самым гарантируя выживание рода на Земле.

Семянка растения оснащена воздушным механизмом из сотни пушистых щетинок, который по структуре напоминает парашют. Он позволяет семенам перемещаться на расстояния до ста километров с помощью силы ветра.

При влажной погоде пушистый «парашютик» закрывается, а когда сухо — раскрывается. До настоящего времени ученым не было понятно, каким образом растение «выдает разрешение на полеты» с учетом погодных условий.

Недавно исследователи, используя знания в области ботаники и машиностроения, выяснили, что «летательный аппарат» умеет закрываться и открываться с помощью актуатора — механизма, который преобразует сигналы в движение без источника энергии.

Ученые поместили растение в специальную камеру с климат-контролем и обнаружили, что высокая влажность приводит в движение волоски парашюта и захлопывает всю конструкцию.

«Результаты нашей работы демонстрируют, каким образом одуванчики принимают, пожалуй, самое важное решение для выживания — оставаться или лететь в поисках лучшего дома».

Открытие может помочь инженерам создавать мягких роботов с несколькими функциональными конечностями, работающими по принципу парашютного механизма одуванчиков.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.