Супервулканы остаются опасными даже после извержения

Ученые поставили под сомнение точность прогнозов о потенциальных извержениях супервулканов

7 сентября 2021

Древний супервулкан Тоба в Индонезии остается активным и опасным в течение тысяч лет после суперизвержения. К такому выводу пришли специалисты из США, Австралии, Германии и Индонезии.

Супервулканы остаются опасными даже после извержения
ardianto / Alamy

Катастрофическое извержение расположенного на острове Суматра супервулкана Тоба произошло 75 тысяч лет назад и привело к сильному похолоданию на планете, которое длилось несколько лет. Считается, что в результате этого извержения численность человеческой популяции могла сократилась до 2 тысяч человек.

В ходе недавнего исследования специалисты исследовали полевые шпаты и циркон, содержащие частицы таких газов, как аргон и гелий. Можно сказать, что это своего рода «капсулы времени». Используя полученные данные и тепловое моделирование, ученые смогли выяснить, что магма продолжает просачиваться в кальдеру в течение 5000–13000 лет после суперизвержения.

«Полученные данные поставили под сомнение существующие знания об извержениях, которые обычно включают поиск жидкой магмы под вулканом для оценки будущей опасности. Теперь мы должны учитывать, что извержения могут происходить, даже если под вулканом не обнаружена жидкая магма. Концепция того, что такое „извержение“, требует переоценки», — говорит один из авторов исследования Мартин Данишик (Martin Danišík) из Университета Кертина (Австралия).

Исследователи отмечают, что крупные извержения супервулканов часто происходили с интервалом в десятки тысяч лет. Однако неизвестно, что происходит внутри вулкана в периоды его бездействия. Понимание этих длительных периодов покоя позволит более точно предсказывать будущие извержения, считают исследователи.