Стоунхендж мог служить древним британцам гигантским солнечным календарем

Похожим образом определяли дни и месяцы в Древнем Египте

6 марта 2022
Стоунхендж мог служить древним британцам гигантским солнечным календарем
Tom Till / Alamy

Чтобы узнать дату, сегодня достаточно посмотреть на экран смартфона или компьютера, а за тысячи лет назад до нашей эры древним жителям Англии приходилось сверять дни с гигантскими глыбами Стоунхенджа.

Ранее исследователи выдвигали предположение, что кромлех в 120 километрах от Лондона использовали для отслеживания солнечного года, равного 365 с четвертью суткам. Однако ученым до сих пор не удавалось понять, каким образом работает этот календарь.

Отправной точкой для более подробного анализа стало исследование археолога Борнмутского университета Тимоти Дарвилла, который начал изучать расположение кругов Стоунхенджа.

По его словам, каменный календарь выстроен с учетом положения солнца во время зимнего и летнего солнцестояния. Каждый из 30 камней-сарсенов обозначает один день; все вместе они складываются в месяц, равный трем декадам. Пять камней в центре памятника соответствуют дополнительным дням — они нужны для синхронизации календаря с солнечным годом.

В результате нового исследования ученым не удалось найти элементы памятника, которые соответствовали бы двенадцати месяцам. Дарвилл предполагает, что какие-то камни могли быть утеряны либо перемещены.

Ученый обнаружил, что две части конструкции Стоунхенджа соответствуют зимнему и летнему солнцестояниям. Это соответствует делению года в ранних дохристианских обществах.

По словам Дарвилла, подобный солнечный календарь с 10-дневной неделей использовался в Древнем Египте около 2600 лет до нашей эры. Однако пока у археологов нет окончательного ответа, зачем был построен гигантский кромлех на юге Британии.