Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Старый — значит мудрый? Почему одни с возрастом умнеют, а другие — наоборот

Психолог объяснила, почему не стоит воспринимать слова каждого человека за шестьдесят как истину в последней инстанции

9 января 2024
Старый — значит мудрый? Почему одни с возрастом умнеют, а другие — наоборот

Фрагмент картины «Портрет старика», художник Владимир Маковский, 1901 г.

Источник:

ar.culture.ru

Считается, что с возрастом человек становится намного умнее. У него и опыта можно набраться, и житейской мудрости почерпнуть. Но что, если все эти убеждения и яйца выеденного не стоят? Разбираемся в вопросе с психологом из Клагенфуртского университета в Австрии Юдит Глюк.

Чтобы понять, как возраст связан с мудростью, психолог изучила несколько предыдущих исследований на заданную тему. В результате доктор опубликовала в журнале Current Opinion in Psychology статью, где рассказала, что в реальной жизни старики не такие уж мудрецы. Во всяком случае, воспринимать поучения каждого пожилого человека как лучшую рекомендацию точно не стоит: одного старения для обретения мудрости недостаточно.

Как утверждает доктор Глюк, «универсальной траектории развития мудрости» не существует. Да, к развитию мудрости приводит жизненный опыт, но и не у всех пожилых одинаковый. По мнению психолога, более важным для развития мудрости может быть то, как люди размышляют о жизненном опыте и что они из него извлекают.

Глюк также приводит определение мудрости, ведь для того, чтобы рассуждать о ней, нужно точно понимать, что это такое. Психолог ссылается на одно из предыдущих исследований, авторы которого утверждали, что мудрость — это компетентность в фундаментальных вопросах человеческой жизни, и ее развитию способствуют три основных группы факторов.

  1. Общие личностные, то есть открытость, интеллект, творчество.

  2. Факторы, близкие к профессиональным навыкам, а именно богатый опыт, наставничество, мотивация.

  3. Опыт, который облегчает изучение жизни, например, родительство или снова наставничество.

То есть, определенный опыт с наибольшей вероятностью сделает нас мудрее, а личные «переменные» влияют на то, что мы из этого опыта извлекаем.

Юдит Глюк составила также характеристики мудрости. Это сострадание, самопревосхождение («испарение личных границ» в духовном смысле), любопытство к жизни и готовность подвергнуть сомнению собственные убеждения.

Глюк обратила внимание на то, что мудрость с возрастом может снижаться. Потому что «некоторые ее компоненты уменьшаются», например, способность решать сложные проблемы или регулировать эмоции в стрессовых ситуациях. Кроме того, роль и актуальность таких ресурсов, как открытость, сострадание и регулирование эмоций, необходимых для мудрости, «могут меняться с возрастом».

Отдельные исследования показали, что к мудрости приводят трудности, а вовсе не возраст. Если человеку всё давалось слишком легко, он не прилагал усилий к достижениям, а получал их на золотом блюде, шансы к обретению мудрости с возрастом у него не увеличиваются.

Таким образом, отмечает психолог, мудрость не обязательно приходит с возрастом — иногда старость является в гордом одиночестве. И в этом случае останется утешаться только тем, что кошки и собаки помогают сохранить ясный ум и твердую память в старости.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения