Стареющие — не всегда плохие: как «вредные» клетки нашего организма могут спасти от облысения

Изучить, как это работает, помогли надоедливые «волосатые» родинки

25 июня 2023

Биологи из Калифорнийского университета в Ирвине выявили процесс, в результате которого старые клетки кожи вызывают усиленный рост волос. Эти клетки также вырабатывают пигмент и скапливаются в невусах — темных и обычно волосистых родинках. Открытие может предложить новый способ молекулярного лечения андрогенной алопеции у женщин и мужчин, и других распространенных форм выпадения волос.

Стареющие клетки обычно воспринимаются как вредные, по мере старения – повреждения они не погибают, а накапливаются в тканях по всему телу. Предположительно, это и запускает естественный процесс старения. И также связано с многими возрастными болезнями, в том числе сердечно-сосудистыми, онкологическими, деменцией и другими. Однако новое исследование обнаружило, что клеточное старение может иметь и положительную сторону.

Ученые обратили внимание, что родимых пятна, называемых меланоцитарными невусами, хотя и накапливают особенно большое количество таких старых пигментных клеток, продолжают регулярно «отращивать» крепкие и густые волосы.

Стандартно волосяные фолликулы кожи обновляются циклически, когда подается сигнал стволовым клеткам волос, и они начинают делиться. Между этими периодами, стволовые клетки на нормотипичных участках кожи неактивны. Чрезмерный рост волос в невусах говорит о гиперактивности волосяных стволовых клеток в них.

Чтобы посмотреть, чем это вызвано, авторы исследовали мышей с пигментными пятнами на коже, которые тоже демонстрировали ускоренный рост волос и очень напоминали человеческие невусы. Как выяснилось, они так же имели гиперактивные стволовые клетки волос.

Тщательный анализ показал, что стареющие пигментные клетки вырабатывали в большом количестве сигнальные молекулы остеопонтина. А у близлежащих стволовых клеток волос при этом имелась соответствующая молекула рецептора CD44 для остепонтина. При их взаимодействии стволовые клетки активизировались и провоцировали гиперактивный рост волос.

Дермальные скопления стареющих меланоцитов побуждают эпителиальные стволовые клетки волос выходить из состояния покоя и изменять их состав, значительно усиливая обновление волос, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.

Авторы также проверили свои выводы на генетически модифицированных мышах, у которых был удалены гены производства остеопонтина или CD44. У них рост волос значительно замедлился. Также влияние остеопонина было подтверждено на образцах невусов, взятых у людей. Секвенирование их РНК показало, что молекулярные процессы в родинках и в нормальной коже вокруг сильно различались.

Ученые надеются, что выявление этих положительных эффектов у старых клеток кожи может быть использовано для разработки новой терапии для широкого спектра нарушений регенерации кожи, включая облысение.