Средневековая болезнь снова распространяется по миру: ученые винят броненосцев, но не все так однозначно

Медики зафиксировали вспышку проказы на юге США

30 мая 2024Обсудить

Legion Media; коллаж Vokrugsveta.ru

Исследователи из Флориды, Колорадо и Университета Эмори в Атланте пытаются выяснить, почему в США вновь увеличилось количество заражений проказой (лепрой). Эпицентром болезни стала Флорида. Больше всего случаев выявлено в округе Бревард — по словам медиков, это «ошеломляющие» 13% от общего числа в стране и половина от всех заражений в штате.

Под подозрением туристы и животные

Ученые уже привычно винят в распространении болезни броненосцев — единственное животное, от которого была зарегистрирована передача лепры обратно человеку. Однако анализ данных также показывает, что появились некие новые факторы, и они пока неизвестны специалистам.

Забыта, но не побеждена

Лепра, проказа или болезнь Хансена известна с древних времен, она поражала людей на протяжении многих тысячелетий, но в наше время внесена Всемирной организацией здравоохранения в список «забытых болезней». Тем не менее, в мире до сих пор регистрируют случаи проказы: по данным ВОЗ, в 2022 году было 174 тысячи новых пациентов. Страны с высокими показателями выявления проказы находятся в основном в Африке и Юго-Восточной Азии, больше всего зараженных в Индии, Бразилии и Индонезии.

A3116 Tim Brakemeier via Legion Media

Лепра вызывается бактериями Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis и приводит к поражению кожных покровов, а также периферической нервной системы. Сегодня существуют эффективные методы лечения, в том числе антибиотики, которые справляются с бактериями и последствиями, если терапия начата вовремя.

Долгое время считалось, что проказу в США привозили туристы из-за границы. В 2000–2010-х годах это подтверждали данные минздрава Флориды. Однако затем выросло количество местных случаев заражения — с 67 до 176, и округ Бревард неожиданно стал «горячей точкой» — там зафиксирована половина случаев в штате. При этом как минимум 25% пациентов не покидали регион.

Идеальные переносчики?

Ученые по-прежнему считают виновниками броненосцев. Эти животные, как предполагают, стали основными переносчиками бактерий после того, как европейские колонисты привезли инфекцию в Америку. Броненосцы защищены твердым панцирем и имеют низкую температуру тела, что делает их удобными хозяевами для микобактерий лепры, не любящих жару.

Исследование более 600 особей броненосцев в 2015 году показало, что примерно у 16% животных были признаки этой инфекции. По выводам экспертов, через них проказа распространилась с западного берега Миссисипи на восток.

Сегодня команда ученых проверяет броненосцев во Флориде на проказу и по-прежнему предостерегает жителей от контакта с животными. И тем более от употребления их в пищу: местные СМИ утверждают, что в сети легко найти популярные видео с приготовлением «чили из броненосцев». Но эксперты также выяснили, что многие зараженные не контактировали ни с кем-либо из больных, ни с броненосцами. Получается, что животные — не единственные виновники.

«Ничего не складывается. И у меня нет сомнений, что происходит что-то новое! Распространению болезни способствуют до сих пор неизвестные факторы», — делает вывод эпидемиолог Барри Инман, бывший сотрудник департамента здравоохранения Бреварда, который расследовал эти случаи ранее.

Кто, если не броненосцы?

Исследователи предполагают, что в окружающей среде появился еще один источник передачи инфекции. Пока подозрение падает на клещей, которые могут распространять зараженную кровь с бактериями лепры, и одноклеточных амеб, которые живут в почве и могут переносить болезнь. В почву же бактерии попадают, опять-таки, через броненосцев — известных любителей покопаться в земле. К тому же многие случаи заражения среди людей были зарегистрированы у садовников.

Как сообщают власти Флориды, в штате ведется наблюдение за проказой, врачи обязаны в течение суток сообщать о выявленных случаях и отслеживать контакты с больными. Это помогает определять источники и пресекать распространение.