Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Искусствоведы считают ее неудачной, но как иллюстрация исторического события она вполне увлекательна

Тема Хованщины была очень популярна в русском искусстве XIX века. Широко известна одноименная опера Мусоргского, этой темой живо интересовался Иван Тургенев, собиравшийся посвятить ей роман. Не остался в стороне и Василий Перов, кисти которого принадлежит картина «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881).

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Василий Перов. «Никита Пустосвят. Спор о вере». 1881. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

27 апреля 1682 года умер царь Федор Алексеевич — сын Алексея Михайловича и Марии Милославской. Престол должен был наследовать брат Федора — шестнадцатилетний Иван. Но партия Нарышкиных возвела на престол десятилетнего царевича Петра, сына Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной. Однако через две недели царевна Софья, кровная сестра Ивана, подняла на восстание стрельцов и вернула престол брату.

Иван стал править вместе с Петром как «первый царь», а Софья получила регентство, забрав себе, по сути, всю власть. Ее верным союзником в эти бурные дни был начальник Стрелецкого приказа князь Иван Хованский. Поэтому стрелецкое восстание 1682 года и последовавшие за ним события называют «Хованщиной».

Однако после переворота Софьи стрельцы не успокоились. Да, власть расширила их привилегии, но существовало еще одно обстоятельство: большинство стрельцов были недовольны церковными реформами патриарха Никона. Почувствовав силу, они решили требовать восстановления старой веры.

Князь Хованский всецело был со своими подчиненными, ведь в случае успеха возникала прекрасная возможность подняться к самым вершинам власти. Некоторые историки даже полагают, что князь метил прямо на царский престол. Монах Сергий из Олонецкого монастыря составил стрельцам челобитную с требованием от светских и духовных властей открытого ответа о причинах ненависти к старым книгам и обряду.

Софья была не из пугливых и согласилась принять стрелецкую делегацию. Прения о вере состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Кремля. По совету Хованского во главе челобитчиков встал знаменитый своими ораторскими способностями суздальский священник Никита Константинов по прозвищу Пустосвят, преданный церковным собором 1666 года анафеме.

Конечно, толком никакого обсуждения не вышло — только крик да ругань. Прения решили отложить на несколько дней. Однако за стенами Кремля Никиту с его товарищами изловили и взяли под арест. 11 июля Пустосвяту отрубили голову. Он оказался единственным персонажем русской истории, казненным на Лобном месте. А осенью был приговорен к смерти и Иван Хованский.

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media
«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

1. Архиепископ Холмогорский Афанасий (1641—1702). Он попытался вмешаться в разговор Никиты с патриархом, но получил крестом по лицу. «Что ты, нога, выше головы ставишься? Я не с тобой говорю, а с патриархом!» — крикнул Пустосвят.

2. Царевна Софья Алексеевна (1657—1704). «Видите ли, что Никита делает? В наших глазах архиерея бьет, а без нас и подавно бы убил!» — только что произнесла она. Правда, Перов не точен: на диспуте присутствовали также ее мачеха — вдовствующая царица Наталья Нарышкина, тетка Татьяна Михайловна Милославская и царевна Марья Алексеевна. Впервые на официальном приеме власть была представ­лена одними женщинами.

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media
«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

3. Князь Василий Голицын (1643—1714). Фаворит Софьи, по сути, глава московского правительства. Именно он организует поимку Хованского.

4. Патриарх Иоаким (1621—1690). Решительный противник коронации Софьи. Во время стрелецкого восстания 1689 года принял сторону Петра.

5. В руках Иоакима Евангелие. С ним он отвечал на обвинение Никиты в пренебрежении к старым книгам. «Вот старые книги, — сказал патриарх, пока­зывая на Святое Писание, — и мы им вполне следуем».

6. Мантии патриарха и епископов в то время были фиолетового цвета (цвет страдания и скорби). Сейчас фиолетовый положен только епископам, а цветом патри­арха стал зеленый. Белые и красные полосы на мантиях симво­лизируют струи источников божественной мудрости.

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

7. Никита Пустосвят (? —1682). После предания анафеме ему грозила смертная казнь. Для спасения жизни Никите пришлось дать притворное покаяние. Жизнь он сохранил, но святые таинства отправлять больше не имел права. Отсюда и прозвище Пустосвят — пустая святость.

8. На Никите епитрахиль — принадлежность богослужебного облачения священника, знак того, что тот может священнодействовать. Никита, лишенный этого права, носил епитрахиль незаконно.

9. В руке у Никиты шестиконечный крест. Его отличительная черта — косая нижняя перекладина. Это аллегория Божьего Суда. Верхняя (правая) часть перекла­дины — символ вознесения (разбойник, висевший справа от Христа уверовал и был спасен); нижняя (левая) часть — символ погибели (второй разбойник, висевший слева, не раскаявшись, попал в ад). Шестиконечный крест был традиционным на Руси. Но Никон признал святость и четырехконечного креста.

10. Ногой Никита попирает никонианский требник — символ обновленного православия.

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

11. Двуперстное крестное знамение старообрядцев. Троеперстие в глазах раскольников было страшной ересью — начертание креста тремя пальцами приравнивалось ими к утверждению, что на Голгофе была распята вся Троица, а не Христос, совмещавший в себе природу Бога и человека (кото­рую символизируют скрещенные указательный и средний пальцы при крещении по старому чину).

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

12. Инок Савва Романов, сподвижник Никиты и автор произведения «История о вере и челобитная о стрельцах». В нем описываются события 1682 года. В руках у Саввы стрелецкая челобитная.

«Хованщина» в живописи: 13 деталей картины Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

13. Иконы Страшного Суда, Николая Чудотворца, Бориса и Глеба. Раскольники были уверены, что в Судный день Христос покарает отступников. В свидетели своей правоты они призывали святого Николая и канонизированных князей Бориса и Глеба — защитников веры.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2009, частично обновлен в сентябре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения