Спасение миллиардов жизней: за что дали нобелевку по физиологии и медицине 2023 года

В Стокгольме объявили имена лауреатов

2 октября 2023Обсудить

nobelprize.org

Стало известно, кто получил Нобелевскую премию 2023 года по физиологии и медицине.

Награда присуждена Каталин Карико (Венгрия) и Дрю Вайсману (США) за открытия, касающиеся модификаций нуклеозидных оснований, которые позволили разработать эффективные мРНК-вакцины против COVID-19.

Открытия двух нобелевских лауреатов имели решающее значение для разработки эффективных вакцин с мРНК против COVID-19 во время пандемии коронавируса. Благодаря своим новаторским открытиям, которые в корне изменили наше понимание того, как мРНК взаимодействует с нашей иммунной системой, лауреаты способствовали беспрецедентным темпам разработки вакцин во время одной из величайших угроз здоровью человека в наше время, говорится на сайте Нобелевского комитета.

Почему так важно открытие мРНК-вакцин

За последние десятилетия медики научились изготавливать вакцины на основе отдельных вирусных компонентов, а не целых вирусов. Части вирусного генетического кода (обычно это кодирующие белки, обнаруженные на поверхности вируса) используют для производства белков, которые стимулируют образование блокирующих вирус антител. Так, например, устроены вакцины против гепатита В и вируса папилломы человека.

Но для производства вакцин требуется крупномасштабная культура клеток. Этот ресурсоемкий процесс ограничивает возможности быстрого производства вакцин в ответ на вспышки и эпидемии. Поэтому исследователи долгое время пытались разработать технологии, независимые от клеточной культуры, но это оказалось сложной задачей.

Данные, закодированные в ДНК, передаются на информационную РНК (мРНК), которая используется в качестве матрицы для производства белка. В 1980-х годах были внедрены эффективные методы получения мРНК без культивирования клеток, называемые транскрипцией in vitro. Но транскрибируемая мРНК in vitro считалась нестабильной и сложной, а также вызывала воспалительные реакции.

Каталин Карико и Дрю Вайсману удалось так модифицировать основания мРНК, что воспалительная реакция почти пропала, а белок при доставке ДНК в клетки стал вырабатываться лучше. Первые результаты открытия были опубликованы еще в 2005 году.

Вскоре после начала пандемии COVID-19 с рекордной скоростью были разработаны две вакцины с модифицированной мРНК, кодирующие поверхностный белок SARS-CoV-2. Защитный эффект приближался к 95%, обе вакцины были одобрены уже в декабре 2020 года. Всего за время пандемии жители планеты получили 13 миллиардов доз различных вакцин.

За что в прошлом году премию в этой номинации присудили антропологу Сванте Паабо, читайте здесь.