Соседи спагетти-монстра: в океане у острова Пасхи нашли десятки неизвестных науке видов

Этих существ только предстоит классифицировать

15 апреля 2024

Чаунакс — представитель костистых рыб. Его океанологи тоже встретили на большой глубине недалеко от острова Пасхи.

ROV SuBastian / Schmidt Ocean Institute

Подводная горная цепь Сала-и-Гомес (Salas y Gómez Ridge) в Тихом океане, расположенная рядом с островом Пасхи, оказалась местом жительства для невероятного множества глубоководных видов. Неизвестно, сколько еще из здесь откроют, но недавняя экспедиция обнаружила 50 новых видов, ранее науке не известных.

Поначалу экспедиция мало чем удивляла видавших виды исследователей из Океанического института Шмидта. На глубине 800–1200 метров в юго-восточной части Тихого океана они обнаружили морщинистый коралл Leptoseris. Примечательно, что это самое глубоководное животное, зависимое от фотосинтеза, но встреча с ним не была научным открытием. Зато стоило ученым продвинуться чуть дальше и осмотреться по сторонам, как перед ними открылся удивительный — и ранее неизвестный — подводный мир.

Галактический сифонофор (Siphonophorae) — дальний родственник медузы, тоже представитель типа стрекающих.

ROV SuBastian / Schmidt Ocean Institute

Сначала участники экспедиции встретили существо, похожее на медузу, известную как летающий спагетти-монстр (Bathyphysa conifera), и люминесцентную глубоководную рыбу-дракона из семейства стомиевых (Stomiidae). Ни эту парочку, ни еще сотню других видов, ранее описанных учеными, в этом регионе до сих пор никогда не наблюдали. Еще 50 экземпляров, которые предстоит проанализировать, скорее всего, окажутся новыми видами. По словам океанологов, это лишний раз доказывает, как мало мы знаем о глубинах океанов, особенно если отплыть подальше от заселенных людьми берегов.

Морская звезда коронастер (Acanthaster planci).

ROV SuBastian / Schmidt Ocean Institute

Кроме того, в ходе экспедиции океанологи исследовали десять подводных гор, возвышающихся на высоте не менее километра над окружающим дном. Причем шесть из этих гор на карту нанесли впервые. На склонах каждой из них есть уникальная экосистема. По словам ученых, собранные данные помогут создать новые морские охраняемые территории и сохранить удивительный подводный мир. Ведь, как рассказал один эколог, если из мирового океана исчезнет вся рыба, как минимум, гурманы больше не смогут наслаждаться риетом из лосося, но это далеко не самое страшное.