Сойка, которая летала сама по себе: птицы-одиночки оказались не менее умными, чем стайные

Пернатые опровергли миф о том, что общительные особи всегда более сообразительны

11 марта 2022
Калифорнийская сойка
Kelly Nine / Alamy

Калифорнийские сойки-одиночки могут решать головоломки так же успешно, как и живущие в стаях, выяснили ученые. Ранее в науки считалось, что животные, которые живут большими сообществами, умнее «отшельников».

– Животные с групповым образом жизни вынуждены полагаться на свой интеллект, чтобы сотрудничать со своими товарищами, учиться у них, а также обманывать их. Однако эта теория не была подтверждена на практике из-за сложности проведения наблюдений в естественной среде, — объясняет орнитолог Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Кейси Маккьюн.

Чтобы проверить теорию, орнитологи разместили две одинаковые кормушки-головоломки, каждая из которых имела четыре типа дверок с арахисом и семечками. При этом три из них были заперты на простые замочки, а одна — с менее вкусными семечками — осталась открытой.

Мексиканская сойка
Design Pics Inc / Alamy

Исследователи обучили лабораторных птиц каждого вида открывать запертую дверь, а затем приступили к изучению способностей у диких стайных мексиканских соек и калифорнийских соек-одиночек. В итоге два вида показали схожие способности к обучению, констатировали орнитологи.

На это не повлиял тот факт, что виды учились добывать корм разными способами: мексиканские сойки наблюдали за другими птицами, а калифорнийские полагались на собственный опыт.

При этом представители обоих видов зачастую игнорировали корм там, где уже обедали другие птицы. Ученые считают, что так умные сойки избегают конкуренции.