Психологи из Йельского университета провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что «лайки» усиливают ненависть во время политических споров.
Исследователи создали социальную сеть, которая была похожа по принципам работы на Twitter. Они попросили зарегистрироваться в ней 240 человек. В рамках эксперимента ученые выводили на экран компьютеров набор из нескольких десятков коротких сообщений, касавшихся максимально дискуссионных тем, постоянно вызывающих споры среди республиканцев и демократов в США.
Эти записи, по утверждениям психологов, были оставлены прошлыми участниками тестирования, однако в реальности это было не так. Часть из этих «твитов» была нейтральной с эмоциональной и содержательной точки зрения, тогда как другие носили явно агрессивный и морализирующий характер.
Психологов интересовало то, как будут вести себя добровольцы при наличии или отсутствии у них возможности поддержать или распространить дальше то мнение, в чью сторону они склонялись.
Эти наблюдения, как и нейросетевой анализ свыше 12 миллионов сообщений политически активных пользователей в настоящем Twitter, указали на то, что и те и другие люди значительно чаще ставили лайки и публиковали копии наиболее непримиримых и морализаторских позиций, чем более взвешенные мнения по всем острым политическим вопросам. Это особенно характерно было в тех случаях, когда ученые искусственно «накручивали» лайки и репосты у сообщений добровольцев.
Подобные результаты экспериментов, по мнению психологов из Йельского университета, говорят в пользу того, что системы удержания внимания пользователей сами по себе усиливают поляризацию мнений в соцсетях и делают их участников нетерпимыми по отношению к носителям других политических или социальных взглядов. Этот феномен важно учитывать во время политических кризисов, так как IT-компании могут влиять на успехи или неудачи самых разных движений.
Использованы материалы Science Advances