Собачья мораль: псовые решительно отказались от оценочного восприятия людей

Животные не склонны относиться предвзято к человеку даже после его дурных поступков

20 августа 2022
Собачья мораль: псовые решительно отказались от оценочного восприятия людей
Panther Media GmbH / Alamy

Ранее в науке о животных считалось, что стайные животные более открыты к взаимодействиям и поэтому обладают способностью к оценке поведения. Поэтому репутация человека, которая сложится у собаки, имеет особое значение. Так как жизнь собак напрямую зависит от сотрудничества с людьми, некоторые исследователи выдвигали гипотезы о том, что животные могут оценивать наше поведение почти с моральной точки зрения. В первую очередь они якобы смотрят на то, насколько хозяин щедр и готов накормить друга.

Чтобы разобраться в этом, ученые из Венского университета ветеринарной медицины провели исследование в Научном центре волков в Австрии. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

В эксперименте участвовали 9 волков и 6 собак. Каждое подопытное животное наблюдало со стороны за поведением двух людей, один из которых — «щедрый» — кормил их товарища по клетке, а другой — «жадный» — всегда отказывал в еде.

После этого животному позволяли выбирать, к кому из двух людей подойти за едой.

На втором этапе эксперимента ученые проверяли, формирует ли животное оценку после непосредственного прямого контакта с «щедрыми» и «жадными» двуногими.

Анализ результатов показал, что ни собаки, ни волки не демонстрируют оценочного восприятия людей после косвенного наблюдения или прямого взаимодействия с ними. Таким образом, результаты не подтверждают идею о том, что собаки и волки способны хоть как-то оценивать людей.

«Однако волки проявляли больше внимания к щедрому человеку на этапе наблюдения, а некоторые собаки и волки действительно предпочитали щедрого человека, используя косвенный и прямой опыт», — уточняют ученые.

Исследователи планируют продолжить дальнейшие исследования, возможно, с привлечением большего количества собак и волков. Может случиться так, что некоторые животные будут более избирательны в стрессовых и/или опасных ситуациях, предполагают биологи, но это невозможно проверить экспериментально по этическим соображениям.