Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Сначала было слово: 4 детали картины «Нотариус» уличного художника Жан-Мишеля Баскии

Работа Баскии — это возвращение к станковой картине, пусть и в хулиганском ее представлении

27 января 2024Обсудить

В 1980 годы язык граффити со стен улиц перешел на монументальные полотна, экспонированные в арт-галереях. Безудержная энергия цвета и линии врывается в рафинированное пространство искусства, разрушая границы традиционного восприятия.

Сначала было слово: 4 детали картины «Нотариус» уличного художника Жан-Мишеля Баскии
Источник:

PRINCETON UNIVERSITY ART MUSEUM / SCHORR COLLECTIONS

Жан-Мишель Баския. «Нотариус (Notary)»

Мехико
Размер: 1,8 м x 4 м
Год создания: 1983
Техника: холст, акрил, масляные мелки
Где находится: Музей Принстонского университета

Что такое стрит-арт? Небрежные надписи и скабрезные рисунки, которые парни из неблагополучных районов оставляли на стенах и вагонах метро, — просто чтобы заявить о себе, стать видимыми в обществе, старательно игнорировавшем социальную напряженность.

Поначалу это не было искусством. Это был способ просто «выпустить пар». Но в 1980-е, когда границы художественных практик были уже максимально размыты, на улицах появились такие художники, как Кит Харинг и Баския, которые сделали автографы на стенах чем-то большим.

Многие работы Баскии затрагивают остросоциальные темы: говорят о пропасти между богатством и бедностью, спесивым интеллектуализмом и чистой эмоцией, самовлюбленной «высокой» западной культурой и мощью языческой образности.

Положение Баскии было уникально — чернокожий парень с рабочих окраин в гламурном мире искусства и знаменитостей. Он не стремится понравиться. Словно одержимый образами, которые рвутся наружу, художник будто не успевает придать им более четкую или более правильную форму, а выпускает на холст такими, как есть — совершенно неистовыми в своей витальности.

Картины Баскии в этом похожи на джазовые композиции: кажется, будто нет ни малейшего усилия, никакого труда, однако стоит присмотреться — и мы чувствуем железный композиционный остов в каждом из этих «спонтанно» созданных холстов.

Сегодня его работы стоят десятки миллионов долларов, их хранят в сейфах и бережно экспонируют в белоснежных выставочных залах, но при этом сама живопись Баскии поражает своей безудержной дикостью и страстью к разрушению всех возможных границ — так же, как и сорок лет назад.

Картина «Нотариус», написанная в 1983 году, весьма масштабна: 1,8 метра в высоту и более 4 метров в длину. Это был период, когда Баския переместился с улицы в собственную мастерскую, получив в свое распоряжение неограниченный запас художественных материалов. И он сразу перешел к крупному формату, ведь именно так художник может громко заявить о себе.

При этом он продолжал рисовать в агрессивно-небрежной уличной манере, бросая вызов хорошему вкусу. Образы, которые муниципальным службам прежде приходилось смывать со стен, теперь оказались в центре внимания коллекционеров. В 1980-е мультимедийность стала нормой, и большинство художников предпочитали такие форматы, как инсталляция, видео или перформанс.

Но работа Баскии — это возвращение к станковой картине, пусть и в хулиганском ее представлении. Именно формат классической картины как наиболее коммерчески выигрышного арт-проекта вызвал у его современников подозрения: а не продал ли Баския душу арт-рынку? Что перед нами на самом деле: возведение уличного искусства в культ или же культурная апроприация? Ценность современного искусства именно в том, что оно никогда не дает ответов на все вопросы.

Сначала было слово: 4 детали картины «Нотариус» уличного художника Жан-Мишеля Баскии

Жан-Мишель Баския «Нотариус (Notary)», 1983

Источник:

PRINCETON UNIVERSITY ART MUSEUM / SCHORR COLLECTIONS

1. Цветовые пятна. Живописные работы Баския были продолжением его уличных граффити, сочетая брутальную энергию линии со вспышками цветных пятен, необузданностью бьющей через край энергии.

2. Слова и цитаты. Баския исследовал смешение африканского, латиноамериканского и североамериканского в современной культуре. На одном его холсте могли встретиться отсылки к древнегреческим текстам и символы из культа вуду. Также художник любил внедрять цитаты, встраивая каждую из картин в своеобразный метатекст, объединяющий отдельные холсты в серии.

Но на его полотнах, как правило, не целые фразы, а «выкрики», разрозненные фрагменты текста. Например, на этой картине несколько раз упоминается Pluto (Плутон) или на греческом — Аид, бог подземного мира, управляющий царством мертвых. Художник словом размывает границу между мирами. «Этюд мужского торса» — пишет он, но изображает лишь скелет.

3. Повторяющиеся мотивы. У Баскии много сквозных мотивов, например, напоминающие скелеты фигуры, выглядящие как призраки мрачных языческих мифов, и черепа, которые с одной стороны отсылают к классической традиции memento mori, напоминании об эфемерности человеческой жизни и неизбежном ее конце, с другой — похожи на магические предметы (можно вспомнить, что, еще будучи граффитистом, Баския создал альтер-эго SAMO, торговца фальшивой религией). Надпись SAMO — от «the same old shit» — встречается во многих его работах.

4. Название. Почему «Нотариус»? Может быть, речь о подведении итогов, и художник предчувствует раннюю гибель? Или же просто запутывает зрителя ложными подсказками? Баския нарочно оставляет нам множество элементов для разгадывания сюжетной составляющей его работ, однако их сила и выразительность отнюдь не в сюжетности.

Баския принадлежит к американской ветви неоэкспрессионизма. Само понятие указывает на связь с популярным в 1950-е абстрактным экспрессионизмом, эмоциональная заряженность вибрирующей цветом, «необработанной» живописи чем-то напоминает холсты Джексона Поллока и Франца Кляйна, в то время как на интеллектуально-прохладное искусство концептуалистов (которые были лидерами мнений в 1980-е) работы Баскии не похожи. Совсем недавно казалось, что «живопись мертва», и вот она восстает из мертвых.

Биография

Сначала было слово: 4 детали картины «Нотариус» уличного художника Жан-Мишеля Баскии
Источник:

ESTATE OF EVELYN HOFER / Getty Images

Жан-Мишель Баския родился в Бруклине в 1960 году. Его мать происходила из Пуэрто-Рико, а отец — из Гаити. С детства Жан-Мишель свободно владел французским и испанским языками (помимо родного английского). Он проводил много времени на выставках, но не получил профильного образования.

В конце 1970-х был просто парнем, рисовавшим граффити с критикой системы. Его стиль выделялся на фоне других, и кураторы это заметили.

В 1981-м его работу включили в выставку «Нью-Йорк/Новая волна» в МоМА PS1, а год спустя прошла серия его персональных выставок, и Баския стал самым молодым художником, попавшим на престижную Documenta.

Умер художник в 1987-м, ему было всего 27 лет.

Фото: PRINCETON UNIVERSITY ART MUSEUM / SCHORR COLLECTIONS; ESTATE OF EVELYN HOFER

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, февраль 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения