Сложнее, чем кажется: ученые раскрыли ранее неизвестный язык шимпанзе

Возможно, это поможет понять, как формировался человеческий язык в ходе эволюции

25 мая 2022
ronstik / Alamy

Исследователи из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) проанализировали 4826 записей криков диких шимпанзе в национальном парке «Таи» в Кот-д’Ивуаре. Оказалось, что приматы умеют структурировать свою речь: только в своих записях ученые обнаружили сотни вариантов предложений, которые животные складывали из звуков и криков.

Считается, что между человеческой речью и «языками» животных, в том числе ближайших родственников людей — шимпанзе, огромная пропасть. Люди способны гибко комбинировать свой ограниченный набор звуков, создавая бесконечное число предложений.

Между тем у животных число этих конструкций кажется очень ограниченным. Ученые пытаются понять, как мог наш сложный язык развиться из такой простой системы. Это остается одним из главных вопросов эволюционной науки.

Однако, по словам авторов нового исследования, ранее не проводилось подробного анализа количества предложений, которые могут производить шимпанзе. Записав разговоры 46 взрослых особей из трех разных групп — всего 900 часов, ученые насчитали 390 уникальных вокальных последовательностей. Порядок одиночных криков в них подчинялся некоторым правилам, имел разное значение и применение.

blickwinkel / Alamy

Выяснилось, что одиночные голосовые сигналы приматы могут произносить как по отдельности, так и объединять их в комбинации из двух и трех единиц, а затем формировать предложения. Всего идентифицировали 12 типов криков, таких, как хрюканье, пыхтение, улюлюканье, лай, хныканье и другие.

«Например, одиночное хрюканье в основном издается во время еды, тогда как повторяющееся хрюканье звучит в качестве приветствия. Разовое уханье означает угрозу, а уханье с пыхтением используются для связи внутри группы».

Такая способность организовывать отдельные голосовые единицы говорит о том, что возможно развитие и более сложной системы. 390 различных типов последовательностей, по словам авторов, это лишь малая часть зафиксированного учеными языка.

Это лишь первое исследование в большом проекте по изучению речи шимпанзе. Этот социально сложный и близкий человеку вид должен дать ученым подсказки в происхождении языка людей.

Научная статья опубликована в Communications Biology.