Жили по 40 лет и владели инструментами: как тираннозавров наделили умом, и кого это не устроило

Кем был самый звездный из древних ящеров: недалеким верзилой или виртуозной машиной для убийств с недюжинным интеллектом?

16 января 2023
Wirestock

Ти-рексы были намного умнее, чем принято считать сегодня. Такое сенсационное заявление сделала популяризатор науки, специалист по сравнительной нейробиологии и нейроанатомии Сюзана Эркулано-Оузель. Ее наделавшая много шуму статья в начале января была опубликована в Journal of Comparative Neurology. Однако, как сообщает издание Science Alert, многие ученые отнеслись к выдвинутой Эркулано-Оузель гипотезе о высоких умственных способностях Tyrannosaurus rex весьма скептически.

Свои выводы Эркулано-Оузель сделала, рассчитав примерное количество нейронов, которое могло присутствовать в теленцефалоне (конечном мозге) тираннозавра. Телэнцефалон — наиболее развитая часть головного мозга, отвечающая, помимо прочего, за интеллектуальные способности. Ранее Эркулано-Оузель доказала на примере птиц и современных рептилий, что чем больше масса мозга, тем больше нейронов в теленцефалоне, а чем их больше, тем выше интеллект.

Расчеты, проведенные Эркулано-Оузель, показали, что в 343-граммовом конечном мозге Tyrannosaurus rex могло присутствовать примерно три миллиарда нейронов. Это даже несколько больше, чем у бабуина. Эркулано-Оузель также рассчитала, что тираннозавры могли жить довольно долго, более 40 лет.

Столь долгая жизнь и такой насыщенный нейронами мозг могут свидетельствовать о том, что у тираннозавров и других теропод (хищных динозавров) могла развиться культура, они могли пользоваться инструментами и передавать знания из поколения в поколение, как современные птицы и приматы, предполагает Эркулано-Оузель.

Согласны не все ученые

Между тем, сделанные ею выводы уже стали предметом критики со стороны коллег. Так, они отмечают, что сложное поведение животного невозможно прогнозировать, основываясь лишь на количестве нейронов у него в мозге. Кроме того, не представляется возможным установить, каким именно был на самом деле размер конечного мозга динозавров.

Эркулано-Оузель исходила из того, что мозг теропод занимал все внутреннее пространство черепа. Однако, как показывают некоторые исследования, мозг мог занимать лишь половину или даже треть этого пространства.

Еще один спорный момент — связь между размером мозга, количеством нейронов и интеллектом. Для когнитивных способностей гораздо большее значение имеет строение мозга и коннектом, то есть совокупность синаптических связей между нейронами, отметил, в частности, немецкий зоолог и специалист по поведению животных Кай Каспар.

Так, вороны, очень умные животные, превосходящие по своим интеллектуальным способностям бабуинов, имеют сравнительно маленький мозг. Мало того, животные с большим мозгом, включая тех же бабуинов, как правило, не пользуются инструментами.

Отметим, среди ученых нет единства и в том, какого размера был человеческий мозг на разных этапах эволюции.