Словарный запас орангутанов поможет разгадать происхождение человеческой речи

Оказалось, что «лексикон» обезьян связан с количеством собеседников

22 марта 2022
Словарный запас орангутанов поможет разгадать происхождение человеческой речи
Legion Media

Ученые Уорикского университета (Великобритания) доказали, что «словарный запас» диких орангутанов не является запрограммированным и неизменным, а формируется в зависимости от социума, в котором они живут. В точности как у людей. Наблюдая за разными популяциями, исследователи выявили механизм, по которому когда-то мог эволюционировать и наш язык.

Группа под руководством доктора Адриано Ламейра изучала орангутанов в болотах и тропических лесах Борнео и Суматры. Ученым удалось записать крики 70 человекообразных обезьян из шести популяций. Это самая большая выборка среди подобных исследований.

Плотность населения в этих группах отличалась: от таких, где приматы жили тесно и активно общались, до рассредоточенных по большой территории.

В популяциях с высокой плотностью орангутаны использовали множество оригинальных звуков: постоянно пробовали новые варианты, которые часто не закреплялись в языке и заменялись другими.

В разреженных группах обезьяны были консервативнее: предпочитали устоявшиеся крики и меньше экспериментировали, однако если появлялся новый звук, его сохраняли. Поэтому словарный запас у этих приматов становился богаче, чем у более прогрессивных сородичей.

По мнению ученых, примерно так могло выглядеть зарождение и формирование примитивного языка у наших вымерших обезьяноподобных предков. Исследователи называют полученные данные прорывом в изучении эволюции человеческой речи.

Исследование опубликовано в журнале Nature.