Московскому метрополитену исполняется 86 лет. За свою историю столичное метро успело вдохновить многих зарубежных архитекторов на создание в мегаполисах по всему свету станций, в интерьере которых можно найти отсылки к Москве и Мосметро. Известны, впрочем, и обратные случаи. «Вокруг света» поздравляет столичную подземку с праздником и представляет 10 примеров тематических фантазий и вариаций.

Станция «Москва» в Милане, Италия

Фото №1 - Следующая станция — «Москва»: 10 отсылок к Москве в мировом метрополитене и наоборот
Станция «Москва» в Милане
Фото №2 - Следующая станция — «Москва»: 10 отсылок к Москве в мировом метрополитене и наоборот
Фото улицы Москвы (бывш. Св. Терезы) в Милане, 1898 год

В модной столице Италии Милане есть своя «Москва» — станция метро. Она получила такое название в честь одноименной улицы с непростой историей. Первоначально это была улица Св. Терезы (Via Santa Teresa), и называлась ​она так из-за присутствия на ней одноименной церкви. Но император Наполеон I Бонапарт лично переименовал улицу в Via della Moscova в память о кровопролитном сражении под Москвой во времена войны 1812 года. В баталии тогда особо отличились руководимые вице-королем Италии Эженом де Богарне итальянские солдаты. Теперь о стенах Кремля напоминает ярко-красная расцветка в интерьере расположенной в этом районе станции подземки.

Станция «Москва» в Алма-Ате, Казахстан

«Москва» (каз. Мәскеу) — девятая станция Алма-Атинского метрополитена, пока конечная для первой линии. Она расположена между действующей станцией «Сайран» и строящейся «Сары-Арка». Изначально в проекте станция называлась «Молодежная», но по соглашению между посольством Республики Казахстан и правительством города Москвы в 2011 году было принято решение о взаимном обмене названиями строящихся станций. Так в Алма-Ате появилась «Москва», а в Москве, в районе Братеево, — «Алма-Атинская».

Московская тема в интерьере Алма-Атинской станции отражена красными стеновыми панелями. Путевые стены оформлены в виде кремлевской стены с зубцами в форме ласточкиного хвоста. На втором уровне станции расположена фотогалерея с видами Москвы и ее достопримечательностей.

Станция «Алма-Атинская» в Москве, Россия

+3

Как уже было отмечено выше, станция «Алма-Атинская» столичной подземки получила свое название в 2011 году по соглашению руководства Республики Казахстан, администрации города Алма-Ата и правительства Москвы в ознаменование дружбы между Россией и Казахстаном и в память о подвиге легендарной Панфиловской дивизии, сформированной в Алма-Ате в 1941 году.

Северный вестибюль станции украшен инсталляцией из пленочного витража, на котором изображена яблоня на фоне Алма-Аты и гор, окружающих город.

Станция Gants Hill в Лондоне, Великобритания

Как и еще несколько станций на Центральной линии (Central line) лондонского метрополитена, Gants Hill была спроектирована архитектором Чарльзом Холденом в 1930-х годах. В продолжение того десятилетия Совет по пассажирскому транспорту Лондона также давал рекомендации советскому правительству по строительству Московского метрополитена, и внутренний отчет британских инженеров от 1935 года о системе, действующей в нашей столице, привел к решению построить станцию в Лондоне по аналогичной конструкции.

Неудивительно, что Gants Hill регулярно входит в число самых красивых станций лондонского метро. Кроме того, станцию украшают необычные часы с циферблатом без цифр, вместо которых тут — логотип подземки. Таких на весь город всего четыре штуки.  

Станция «Римская» в Москве, Россия

+2

Станция в честь столицы Италии. Тема оформления — «Римские достопримечательности». В проектировании художественного оформления станции принимали участие итальянские архитекторы Дж.П. Имбриги и А. Куатроччи.  

На территории «Римской» находится самый глубоко расположенный памятник столицы: это установленная на глубине пятидесяти с лишним метров под поверхностью земли скульптурная группа, представляющая собой фигуры младенцев — Ромула и Рема, будущих основателей Рима.

Фонтан и медальоны выполнены итальянскими художниками и скульптором Л.Л. Берлиным.

Архитектурная композиция Гимара на станции «Киевская» в Москве, Россия

+2

В 2006 году в рамках сотрудничества между мэриями Москвы и Парижа Московскому метро был подарен легендарный архитектурный ансамбль в стиле ар-нуво французского архитектора Эктора Гимара для оформления входа на станцию «Киевская» Московского метрополитена. 

Смонтированный в Москве архитектурный ансамбль стал пятой по счету композицией Гимара в метрополитенах мира. В 1966 году его оригинальная архитектурная композиция была установлена в Монреале на станции Square-Victoria к столетнему юбилею со дня рождения автора. Выходы Гимара также были установлены в октябре 1994 года в Лиссабоне на станции Picoas, в октябре 1998-го в Мехико на станции Bellas Artes, а в июне 2002-го — в Чикаго на станции Van Buren.

Витраж «Курочка Ряба» на станции «Мадлен» в Париже, Франция

Ответным подарком Парижу спустя несколько лет стал витраж «Курочка Ряба», появившийся на станции «Мадлен» 14-й линии, «Метеор», метрополитена столицы Франции. Автором витража стал художник-монументалист Иван Лубенников.

Композиция представляет собой полукружье, в которое вписана пестрая героиня, нашедшая в траве на фоне черного звездного неба красную солдатскую звездочку. По замыслу автора, это напоминание о русских солдатах, погибших на территории Европы во время Второй мировой войны.

Сама Курочка Ряба, по мнению Лубенникова, немного напоминает лоскутное одеяло, известное и в России, и во Франции. В ее оперении угадываются самые популярные русские мотивы — «Черный квадрат» Малевича, самовар, спутник, Кремль. Кроме того, витраж украшают строки из сказки — как по-русски, так и с переводом на французский. Витраж полностью выполнен из российских материалов, которые специально были доставлены во Францию.

Станция Le Kremlin-Bicêtre в Париже, Франция

Станция «Кремлен-Бисетр» (Le Kremlin-Bicêtre) была открыта в 1982 году и названа в честь одноименной коммуны Парижа. Ее название напрямую связано с историей Отечественной войны 1812 года.

На территории коммуны располагается госпиталь Бисетр, основанный еще Людовиком XIII в 1632-м. Почти два века спустя, после отступления наполеоновской армии из России в этом госпитале лечились участники того похода. Поэтому в примерно то же время неподалеку от госпиталя открылась таверна «У кремлевского сержанта» (фр. Au sergent du Kremlin).

Ветераны похода, многие из которых квартировались в оккупированной Москве, становились постоянными посетителями таверны, и она стала настолько излюбленным местом для них, что уже в 1832 году весь квартал на военных картах именовался Кремлем (Le Kremlin). В 1896-м была образована коммуна Кремлен-Бисетр, где впоследствии и появилась одноименная станция.

Санция метротрама Moskauer Straße в Дюссельдорфе, Германия

Фото №33 - Следующая станция — «Москва»: 10 отсылок к Москве в мировом метрополитене и наоборот
Фото №34 - Следующая станция — «Москва»: 10 отсылок к Москве в мировом метрополитене и наоборот

Изначально станция Moskauer Straße была открыта 1993 году под названием U-Bahnhof Handelszentrum, но в 2000-м появилось еще одно название — Moskauer Straße («Московская улица»). Произошло это потому, что Дюссельдорф и Москва — города-побратимы. А часть интерьера станции была вдохновлена Московским метрополитеном. В Москве пока нет станции в честь германского города, зато есть прекрасный Дюссельдорфский парк в районе Марьино. 

Станция «Маскоуская» в Минске, Белоруссия (Республика Беларусь)

Фото №35 - Следующая станция — «Москва»: 10 отсылок к Москве в мировом метрополитене и наоборот
Фото №36 - Следующая станция — «Москва»: 10 отсылок к Москве в мировом метрополитене и наоборот

Открытая в составе первого пускового участка первой линии Минского метрополитена, станция «Маскоуская» в своем оформлении раскрывает  тему «Москва — столица СССР». Станция выполнена в цветовой гамме, основанной на сопоставлении белого, красного и золотистого цветов, характеризующих белокаменный и златоглавый образ Москвы.
На мраморных панно изображены контуры всемирно известных памятников Москвы. Кстати, сами панно выполнены нетипичным способом флорентийской мозаики, высечены прямо в мраморе. 

Станция «Минская» в Москве, Россия

В свою очередь, в Москве на Калининско-Солнцевской линии есть станция «Минская». Она расположена между парком Победы и Матвеевским лесом. Архитектурная концепция станции посвящена теме Великой Отечественной войны, что обусловлено расположением объекта рядом с музеем этой войны и мемориальным парком Победы. Отсюда тематические панно, оформляющие стены вестибюлей, и колонны платформенного участка, а также символическое сочетание красного цвета с черным.

На панно можно угадать фрагменты дальнобойного орудия форта «Красная горка» вблизи Кронштадта. Крупные красные цифры фиксируют годы начала и окончания войны. Рисунки на колоннах и стенах закрыты стеклом и подсвечены изнутри, из-за чего изображения кажутся объемными.

P.S.: переименованные станции

 Станция Széll Kálmán tér в Будапеште, Венгрия

Своя станция, названная в честь Москвы, была до недавнего времени и в старейшем метрополитене Европе — в Будапеште. Moszkva ter («Московская площадь») была открыта в 1972 году, однако в 2011-м площади, под которой она расположена, вернули историческое название Széll Kálmán tér (площадь Кальмана Селля), и саму станцию также переименовали.

Станция Anděl в Праге, Чехия

Станция Moskevská в пражском метро была построена в 1985 советскими и чешскими архитекторами. В то же время в Москве открыли «Пражскую», также построенную совместно. Однако в 1990-м пражский метрополитен переименовал станцию в Anděl («Андел»), а вот в Москве изначальное название сохранилось до сих пор.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу Московского метрополитена