Сладкий запах человека: ученые поняли, как комары находят людей

Раскрыт природный механизм, который позволяет насекомым отличать жертв по запаху

5 мая 2022
Сладкий запах человека: ученые поняли, как комары находят людей
Комар Aedes Aegypti
João Burini / Alamy

Комары умеют находить людей по запаху, ориентируясь на соединения, которые содержит кожное сало. Это открытие сделала международная группа исследователей при участии нейробиологов из Принстонского университета. Статья опубликована в журнале Nature.

Переносящие опасные заболевания A. aegypti (желтолихорадочные комары) способны чувствовать запах углекислого газа, который выдыхают люди, а также бактерии Brevibacterium linens, обитающей на ногах человека. Таким же образом насекомые могут «вычислять» и животных.

Чтобы выяснить, как комары различают людей и зверей, исследователи отредактировали геном самок. Ученые добавили ген, который отвечает за производство флуоресцентного белка в мозге: когда те или иные нейроны были активны, белок их «подсвечивал».

Затем комарам предложили запахи людей, крыс, собак, овец и других животных. Ученые выявили три нервных пучка, один из которых активнее реагировал на запахи людей, другой — на запахи животных, третий — на все.

Два соединения — деканаль и ундеканаль — были в большинстве запахов людей, но редко встречались у животных. У них сладковатый цитрусовый запах и содержатся они в кожном сале человека. Эксперименты показали, что насекомые реагировали именно на них.

Теперь ученым предстоит выяснить, будут ли желтолихорадочные комары кусать людей, если заблокировать в их мозге работу соответствующего нервного центра.

Ранее ученые рассказали, какая одежда привлекает комаров и до какого этажа может долететь назойливое насекомое.