Скрытая у всех на виду: дотошные японские ученые открыли новый вид орхидей

Десятилетиями они прятались в тени сородичей на балконах и в частных садах

21 марта 2023Обсудить
Скрытая у всех на виду: дотошные японские ученые открыли новый вид орхидей

Профессор факультета биологии Университета Кобе (Япония) Кэндзи Суэцугу с коллегами удивили научное сообщество тем, что открыли новый вид растения в стране, где вся флора уже тщательно изучена и описана много лет назад.

Особенно поразительно то, что это древняя и хорошо известная в Японии орхидея из рода спирантов (Spiranthes). Но под одним видом долгое время удавалось маскироваться двум разным цветам. Десятилетнее исследование показало из значительные различия.

Новая элегантная орхидея с розовыми лепестками, по словам авторов исследования, как будто сделана из тончайшего стекла. Впервые ее обнаружили вблизи острова Хатидзё в префектуре Токио, поэтому на получила название Хатидзёнис (Spiranthes hachijoensis). Причем она не скрывалась где-то в глубине тропических лесов, а все это время росла на самых видных местах — ее можно найти на газонах в городских парках, частных садах и на балконах.

Скрытая у всех на виду: дотошные японские ученые открыли новый вид орхидей

Род, к которому относится «новенькая», включает множество видов, но считалось, что в Японии растет только один — Spiranthes australis. Она горячо любима жителями страны, цветок даже воспет в старейшей антологии японской поэзии «Манъёсю» VII–VIII веков н. э.

Команда Суэцугу несколько лет собирала образцы японских орхидей, и однажды ученые обнаружили, что у нескольких популяций из разных мест нет обычных волосков на цветоносах. Далее выяснилось, что возможно ранее неизвестный вид цветет рядом с australis, но на несколько недель раньше него. Поэтому их репродуктивные периоды не пересекаются.

Ученые начали всестороннее исследование необычной орхидеи, которое продлилось около десяти лет и включало анализ ДНК, морфологии, репродуктивной биологии и наблюдения в естественных условиях. Образцы нашли также в Лаосе и на Тайване, откуда привлекли коллег-биологов.

Некоторые были собраны на личных балконах и в домашних садиках. Специалисты выявили значительные отличия в родственных ДНК давно известной орхидеи и вновь открытой, хотя внешне они были очень похожи.

Открытие нового вида — редкое и потому громкое для японской аудитории событие. Но оно также удивительно для ученых всего мира: оказалось, что «обыкновенный спирантес» на самом деле делится на два разных вида, и второй из них все время скрывался у всех на виду.

Это исследование, как отмечают авторы, показало, что даже в изученной вдоль и поперек среде, как в Японии, могут найтись новые таксоны, если внимательнее посмотреть по сторонам. Для этого даже не нужно уходить в леса, они могут оказаться у вас в домашних цветниках.