Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Воздух и свет на кончике кисти»: в чем секрет магической живописи Жана Батиста Симеона Шардена

На полотнах живописца эпохи Просвещения тщательный расчет создает ощущение естественности. Современники сомневались, что он вообще писал свои картины красками

Трогательная, знакомая по множеству репродукций сценка: под наблюдением матери пухлая малышка, сложив ручки, лепечет слова молитвы, а ее сестра сосре­доточенно слушает. Вся сцена наполне­на искренней нежностью, связывающей членов семьи.

«Воздух и свет на кончике кисти»: в чем секрет магической живописи Жана Батиста Симеона Шардена

Жан Батист Симеон Шарден. «Молитва перед обедом». 1744. Полотно из коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Источник:

Wikimedia Commons

Согласно Шардену, худож­ник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Впрочем, и технику этого мастера жанровой жи­вописи тоже считали магической. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чув­ствует до конца гармонию красок и реф­лексов. О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на сво­ей палитре — саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кла­дешь на полотно!»

«Молитва перед обедом» — одно из са­мых известных произведений Жана Ба­тиста Симеона Шардена — стала попу­лярной еще при жизни художника. Как и многие другие свои картины, он эту повторил несколько раз. Версию, кото­рая прибыла в Прадо из Лувра, Шарден в 1740 году преподнес в дар француз­скому королю Людовику XV. Несколько авторских копий хранится в разных музе­ях мира, в том числе и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Воздух и свет на кончике кисти»: в чем секрет магической живописи Жана Батиста Симеона Шардена

Жан Батист Симеон Шарден. «Маленькая учительница». 1730-е. Лондон, Национальная галерея

Источник:

Wikimedia Commons

Кредо Шардена — разумное само­ограничение. Пока его учителя и самые успешные современники писали изо­бражения античных богов и героев, он выбрал иной путь, на первый взгляд не суливший ни славы, ни достатка, ни ста­туса звезды, ни членства в Академии, ни покровительства короля, ни заказа от российской императрицы Екатерины II, ни — спустя столетия — выставок в зна­менитых музеях.

«Воздух и свет на кончике кисти»: в чем секрет магической живописи Жана Батиста Симеона Шардена

Жан Батист Симеон Шарден. «Букет». 1750-е. Эдинбург, Национальная галерея Шотландии

Источник:

Wikimedia Commons

Самый яркий художественный идео­лог новых буржуазных ценностей начи­нал с натюрмортов — скромных, полных гармонии, в которых тщательный расчет создает ощущение естественности, по­этичность сочетается со строгим декла­ративным реализмом. Именно за натюр­морты в 1728 году Шарден был избран в члены французской Академии худо­жеств. Но настоящую славу принесли ему жанровые сценки, в которых худож­ник ненавязчиво, но твердо отстаивал радости честного частного быта, высо­кие моральные устои и скромное досто­инство добродетельного и трудолюбиво­го третьего сословия.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2011, частично обновлен в феврале 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения