Скачки температур убивают опылителей

Шмели и пчелы практически не могут летать, если температура повышается до 35 °C и понижается до 10 °C

22 августа 2021

Исследователи из Великобритании измерили взаимосвязь между летными способностями опылителей и температурой окружающей среды.

Скачки температур убивают опылителей

Для этого они прикрепили пчелу и шмеля к летной мельнице, которая позволила им летать по кругу, фиксируя скорость насекомого. В процессе ученые меняли температуру от 12 до 30°C. Например, шмели при своем тепловом оптимуме  12–25°C могут пролетать до 3 километров, однако среднее расстояние сокращается до нескольких метров, когда температура становится выше 35°C и понижается до 10°C, при низкой температуре пчелы не пролетают и 100 метров.

Ученые также пришли к выводу, что опылители больших размеров успешно летают при низких температурах, тогда как маленькие особи спокойно переносят жару.

«Более экстремальные погодные явления, резкие похолодания и беспрецедентные волны жары, наблюдающиеся в последние годы, могут выводить температуру за пределы комфортного для полета диапазона. Эти риски особенно актуальны для опылителей, живущих фиксированными колониями, в том числе шмелей, которые не могут поменять свое местоположение в течение сезона, если условия станут неблагоприятными. Это может дать объяснение тому, почему потери численности наблюдались на южных границах ареала вида», — рассказал автор исследования Дэниел Кенна (Daniel Kenna).

Авторы подчеркнули, что поведение опылителей в ситуации глобального потепления может заметно повлиять на распространение заболеваний, переносимых насекомыми, и частоту заражений сельскохозяйственными вредителями, а это потенциальная угроза продовольственным системам.

Использованы материалы Eurekalert