Шаи-Хулуд сюрикен: рассказываем, чем живший 500 млн лет назад червь заслужил такое необычное имя

Открывшие его палеонтологи оказались поклонниками фэнтези и японской культуры

4 августа 2023
Rhiannon LaVine via Phys

Палеонтолог Рианнон ЛаВин из Института биоразнообразия и Музея естественной истории Калифорнийского университета вместе со своими коллегами проводила полевые исследования в районе Хай-Крик, которая является частью формации Лэнгстон на юго-востоке Айдахо и северо-востоке штата Юта. Район этот известен еще с начала XX века тем, что здесь нашли около 90 видов кембрийских трилобитов и мягкотелых ископаемых. Но находка Рианнон удивила даже бывалых палеонтологов.

Рианнон ЛаВин во время раскопок обнаружила древнего морского червя, до сих пор неизвестного науке. Как рассказала палеонтолог в своем исследовании, опубликованном в журнале Historical Biology, она просто «расколола один из кусков скалы, и сразу поняла, что это что-то нетипичное».

Первое, что бросилось ей в глаза — своеобразные радиальные лезвия, похожие на звезды или цветы. Она первым делом показала свою находку коллегам на месте, но все в один голос заявили, что никогда раньше не сталкивались ни с чем подобным. Перевезя окаменелость на большую землю, ученые устроили ему сканирующую электронную микроскопию и энергодисперсионную рентгеновскую спектрометрию. По крайней мере, для того, чтобы убедиться, что эта окаменелость биологического происхождения, а не просто странно выросшие минералы.

В результате исследователи смогли определить, что это ранее неизвестный вид кольчатых червей, обитающих в наземных, пресноводных и морских средах по всему миру. Определив это, ученые поспешили назвать свое открытие. Ему дали имя Шаи-Хулуд сюрикен (Shaihuludia shurikeni). Шаи-Хулуд — в честь монстра, обитающего на планете Арракис в романах Фрэнка Герберта из цикла «Хроники Дюны», а сюрикен — в честь оружия ниндзя, щетинки червя очень уж напоминали лезвия метательных звезд. Да что мы вам рассказываем — сами посмотрите!

Шаи-Хулуд в фильме Дени Вильнева «Дюна» (2021 г.).

Кольчатые черви — очень редкий вид в Северной Америке. До сих пор было известно только об одном таком образце. Новая находка интересна еще и своими впечатляющими щетинками, что только добавляет ей уникальности. К тому же, сохранился Шаи-Хулуд сюрикен довольно любопытно: большая часть мягких тканей представляла собой «каплю» оксида железа, что позволяет предположить, что животное умерло и некоторое время разлагалось, прежде чем превратилось в окаменелость.

Ставим все что угодно на то, что у Шаи-Хулуд сюрикена впереди большое будущее (несмотря на впечатляющее прошлое). Ведь окаменелости часто открывают нам глаза на эволюцию — взять те же окаменелости змеи с двумя ногами, которые натолкнули ученых на любопытный вывод.