Семеро смелых: посмотрите на последнюю фотографию экипажа погибшего шаттла

В 1986 году в США произошла одна из самых известных катастроф в истории космонавтики

На снимке, сделанном 28 января 1986 года, запечатлен экипаж шаттла «Челленджер», направляющийся к стартовой площадке. Это последняя или одна из последних фотографий семерых астронавтов, которые погибли в тот день.

Семеро смелых: посмотрите на последнюю фотографию экипажа погибшего шаттла
Экипаж «Челленджера». От первого к последнему: Фрэнсис Скоби, Джудит Резник, Роналд Макнейр, Грегори Джарвис, Элисон Онидзука, Криста Маколифф, Майкл Смит
Reddit.com

Миссия STS-51L была 10-й по счету для «Челленджера», который совершил первый полет в апреле 1983 года. В экипаж миссии вошли астронавты NASA Фрэнсис Скоби (командир), Майкл Смит, Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Роналд Макнейр, Грегори Джарвис и прошедшая подготовку для полета на шаттле школьная учительница Криста Маколифф.

Старт «Челленджера»

План миссии предусматривал вывод на орбиту коммуникационного спутника TDRS-B, наблюдение за кометой Галлея и проведение ряда экспериментов. Кроме того, в рамках проекта «Учитель в космосе», призванного повысить интерес юного поколения к науке и освоению космоса, Криста Маколифф должна была провести с орбиты несколько уроков для школьников. Вернуться на Землю «Челленджер» должен был 3 февраля.

Изначально запуск космического челнока был запланирован на 22 января 1986 года, но несколько раз переносился, в итоге он был назначен на утро 28 января. В тот день стояла холодная погода, но запуск «Челленджера» все же не стали отменять, несмотря на возражения некоторых инженеров, которые указывали на слишком низкую температуру.

Через 73 секунды после старта челнок разрушился в воздухе на глазах у тысяч зрителей. Причиной катастрофы стала утечка топлива из внешнего бака, а к его повреждению, утечке и воспламенению компонентов топлива (водород и кислород) привели дефекты уплотнительных колец правого твердотопливного ускорителя «Челленджера» (реактивная струя из него повредила оболочку внешнего бака). Эти кольца, как показало расследование, утратили эластичность из-за морозной погоды, на которую не были рассчитаны.

Разрушение «Челленджера»

Челнок разрушился на части, но кабина экипажа уцелела, утратив при этом герметичность. Вскоре обломки «Челленджера» упали в Атлантический океан.

Колоссальные перегрузки не оставили экипажу шансов на выживание, хотя после обнаружения фрагментов кабины на дне океана в марте 1986 года выяснилось, что часть астронавтов пережила разрушение «Челленджера» — по меньшей мере трое из них вручную активировали личные приборы подачи воздуха из-за разгерметизации. Но это не могло спасти членов экипажа челнока от потери сознания и гибели при ударе кабины о воду.

Семеро смелых: посмотрите на последнюю фотографию экипажа погибшего шаттла
Официальное фото экипажа «Челленджера», ноябрь 1985 года. Позади стоят Онидзука, Маколифф, Джарвис и Резник. За столом сидят Смит, Скоби и Макнейр

Катастрофа «Челленджера» стала первой в истории эксплуатации шаттлов. После трагедии полеты челноков были приостановлены до сентября 1988 года. За это время в конструкцию других шаттлов были внесены изменения, а в NASA пересмотрели многие организационные процессы. Однако в 2003 году при возвращении с орбиты был потерян еще один шаттл («Колумбия») со всем экипажем. В 2011 году полеты трех оставшихся шаттлов были прекращены.

Материал опубликован в январе 2022, частично обновлен в январе 2024